В ответ на тиражирующуюся информацию об интересе российского правительства к месторождениям урана в Армении я бы хотела представить истинную и реальную картину последствий для Армении в случае, если намерение добычи урана станет действительностью. Хотя неясно, насколько богаты эти месторождения (по оценкам советских геологов, не очень), тем не менее интерес к ним довольно высокий.
Учитывая слишком малую территорию Армении и наличие атомной электростанции, которая используется без какого-либо приемлемого стандартного контроля радиационной эмиссии и выбросов в окружающую среду, очевидно, что увеличивать радиационное загрязнение республики недопустимо.
С другой стороны, следует сказать, что мы понимаем: добывая уран, Армения не станет обладателем "полного цикла мирного использования ядерной энергии", в чем пытался в свое время уверить нас Сергей Кириенко, руководитель Федерального агентства России по атомной энергии (РосАтом). Чтобы сделать ядерное топливо как для гражданского, так и военного использования, требуется последующее обогащение добытого урана. Так как это обогащение будет производиться вне Армении, то ей останется только радиоактивное загрязнение от добычи, но никакого ядерного топлива для вооружения или гражданского использования у нее не будет. Для своей Атомной электростанции Армения будет продолжать импортировать ядерное топливо. Теперь, так как канцерогенные и мутагенные свойства ядерной радиации известны, я бы хотела кратко суммировать специфические формы опасности радиации, связанной с добычей урана.
Опасности радиации
В процессе открытой добычи, а также при продвижении подземных туннелей через нерудные зоны будут создаваться ненужные каменные отвалы. Эти отвалы содержат радиоизотопы в высоких (по сравнению с нормальной средой) концентрациях. Иногда встречается руда слишком низкого сорта, непригодная для разработки.
Все эти отвалы угрожают людям и окружающей среде, так как испускают радоновый газ, а осадочные воды, растворяя радиоактивные и ядовитые материалы, рапространяют их в окружающей среде. Кроме того, большое количество загрязненных грунтовых вод в процессе добычи будет откачиваться и выливаться в реки и озера. После закрытия шахты, когда насосы будут отключены, появится риск загрязнения грунтовых вод. Шахтеры будут подвергаться воздействию шахтной пыли и радонового газа в основном 3-мя путями:
— вдыхание/глотание радия (альфа-испускающий элемент со временем полужизни 1600 лет, продукт распада урана), а также вдыхание радона и продуктов его распада;
— внешнее облучение (гамма-радиация от урановой руды, альфа-радиация от радона и т. д.);
— вдыхание пыли урановой руды.
Известно, что радий поглощается в кишечнике и переносится к костям, где он может стать причиной лейкемии или рака костей. Что касается урана, следует сказать, что кроме радиоактивности он является одним из сильно токсичных элементов. Имеющиеся отчеты о здоровье шахтеров урановых разработок, живущих около шахт и заводов, показывают, что радиация в шахтах и от хвостохранилищ приводит к эпидемии рака (в частности — горла, легких, печени, костей, крови) и у шахтеров, и у населения, живущего вблизи указанных объектов. Например, "согласно исследованиям ведущих местных органов федерального правительства (Sydney Morning Herald, 23 ноября, 2006), среди людей, живущих вблизи самой большой урановой разработки Австралии, случаев рака оказалось почти вдвое выше среднего показателя". Другой пример: "Из 1500 мужчин из сельскохозяйственных ферм Navajo, завербованных в течение 1940-60гг. на урановые разработки в Cove and Red Valley Аризоны, 1112 шахтеров и их семьи зарегистрированы для правительственной компенсации в связи с раком легких и другими, вызванными радиацией болезнями" (Nuclear Madness, by Helen Caldicott).
Обратим внимание также на то, что на шахтах часто происходят разливы, утечки и нарушения инструкций, случается, что шахтеры пьют загрязненную ураном воду, как было в шахте Jabiluka в Австралии. И наконец, рассмотрим наследство горно-урановой промышленности: "Спустя более десятилетия после завершения горно-урановой промышленности в Таджикистане страна видит свое ядерное наследство. По оценкам специалистов, почти 55 миллионов тонн урановых отходов закопано на севере страны, создавая большую экологическую угрозу. Они будут угрожать окружающей среде в течение сотен и тысяч лет. Для их обезвреживания требуются технологии, которыми Таджикистан не обладает".International War & Peace Reporting (IWPR, London) , Reporting Central Asia Bulletin Номер 394, июль 2005).
Опасности урановых хвостов
Руда, добытая в открытых или подземных шахтах, размельчается и выщелачивается на заводе. Урановый завод — это завод для извлечения урана из руды.
В большинстве случаев на этих заводах в качестве выщелачивающего агента используется серная кислота, а также щелочь. Выщелачивающий агент извлекает из руды не только уран, но также и некоторые другие элементы, как, например, молибден, ванадий, селен, железо, свинец, мышьяк. Потом уран должен быть извлечен из выщелачивающего раствора. Конечный продукт завода, который обычно называется "желтый пирог" (U3O8 с примесями) , упаковывается и транспортируется в бочках. На месте остаются большие количества радиоактивно загрязненных отходов в виде хвостов, от которых нужно избавиться. От хвостов уранового завода обычно избавляются, сваливая их как отстой в специальные водоемы или отвалы, где их и оставляют. Количество произведенного отстоя почти равно размолотой руде. В типичной руде на 0,1% урана приходится 99,9% отходов в хвостах.
В отстое содержатся все имевшиеся в руде элементы и соединения, кроме удаленной части урана. Поскольку долгоживущие продукты распада типа тория-230 (источник гамма-лучей с периодом полужизни 80000 лет) и радия-226 не удаляются, отстой практически содержит 85% начальной радиоактивности руды. Радионуклиды, оставшиеся в хвостах урана, испускают в 20-100 раз больше гамма-радиации, чем был уровень естественного фона на поверхности месторождения. Радий-226 в хвостах непрерывно распадается на радиоактивный газ радон-222, продукты распада которого могут быть причиной рака легких. Поскольку радон быстро распространяется, особенно с ветром, множество людей непрерывно облучаются. Распространение радона — главная опасность, которая длится и после того, как урановые шахты закрыты.
Хвосты урановых заводов крайне опасны. Например, "оползни-убийцы могут распространить радиоактивное загрязнение по большей части южного Кыргызстана. Представители по охране окружающей среды в Кыргызстане предупреждают, что поток оползней угрожает загрязнению большой части Ферганской долины радиоактивными отходами. Оползни, вызванные дождями, происходят ежегодно. Но в этом году были необычно сильные ливни и распутицы, спровоцировавшие еще большие оползни из-за уничтожения лесов на склонах гор, которое имело место в прошлом десятилетии. Аналитики теперь боятся, что токсические выбросы, которые сваливали 30 лет назад в вышедшую из употребления урановую шахту около города Mayluu-Suu, могут быть смыты грязевыми потоками" (Международная Война и Мир (IWPR) , 05 мая, 2003).
Из-за технических ограничений весь уран не может быть извлечен из руды. Поэтому отстой содержит от 5% до 10% первоначально имеющегося в руде урана.
Кроме того, отстой содержит тяжелые металлы и другие загрязнители типа мышьяка, а также химические реактивы, используемые в процессе обработки руды. Более того, загрязнители в хвостах находятся в состоянии нарушенного геохимического равновесия, которое чревато протеканием различных реакций, представляющих дополнительную опасность для окружающей среды. Например, соли загрязняющих элементов могут мигрировать к поверхности отстоя и подвергаться эрозии. Если руда содержит серу или серносодержащие соединения, например, пирит (FeS2) , то в хвостохранилищах образуется серная кислота. Эта кислота приводит к непрерывному автоматическому выщелачиванию загрязнителей, включая радиоизотопы. После сотен тысяч лет радиоактивность и распространение радона в хвостах уменьшится и будет определяться только остаточным содержанием урана и других радиоактивных элементов.
Выводы
Проблема добычи урана должна быть обсуждена Национальным Собранием РА. Армянскому народу должна быть дана возможность самому решать вопрос — эксплуатировать урановое месторождение или нет? Особенно должно быть учтено мнение людей, живущих в районе добычи, — они будут расплачиваться своим здоровьем, жизнью и потомством за эти разработки, а не министры правительства РА. Жители региона будут лишены здорового места жительства и пригодных для жизни продуктов сельскохозяйственной деятельности.