Логотип

КОМБИНАТ НАРАСТИТ ОБЪЕМЫ

Не в первый раз горнодобывающая отрасль Армении оказалась в такой трудной ситуации, как сегодня. 10 лет назад ситуация была более удручающей, но ничего – выжили и были готовы к сегодняшним потрясениям. С такой решимостью выступил на днях перед журналистами директор Зангезурского медно-молибденового комбината (ЗММК) Максим АКОПЯН, после того как правительство предоставило компании кредит в размере $10 млн.

БЕЗ ЭТИХ ДЕНЕГ ЗММК ПРИШЛОСЬ БЫ СВЕРНУТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ НА ЭТОТ ГОД ПРОГРАММЫ, что вынудило бы комбинат сократить 1200-1500 работников. Речь идет о строительных подрядах комбината, а не о собственно сотрудниках, занятых на добыче и обогащении руды. Число последних составляет порядка 3 тысячи человек. Как заверил директор ЗММК, ни одного сотрудника комбинат не уволил и не планирует. Не сократилась и зарплата. "Если найдете хоть одного нашего сотрудника, зарплата которого была сокращена, я ему увеличу зарплату на 300%", — категорично отреагировал на вопрос журналиста М.Акопян.

Однако это не означает, что комбинат не переживает сложности из-за резкого падения цен на его продукцию. Так, цены на молибден в одночасье снизились в 3,76 раза – до $8,5 тыс. за тонну, а на медь – в 3,3 раза – до $3,5 тыс. Просто, как заверил директор, раньше компания получала большую прибыль, теперь будут получать меньшую. Сократил ЗММК и затраты на сырье для производства, поскольку снизились и цены. К примеру, на дизельное топливо и химикаты. Если в прошлом году на нужды производства были запланированы расходы в объеме $150 млн, то в этом году – $103 млн. Будут сокращены и социальные программы. Если в 2007 году социальные программы комбината в различных марзах и различных сферах составляли более 4 млрд драмов, то в этом году они уменьшились до 1 млрд. М.Акопян считает, что дальнейшего снижения цен на их продукцию, скорее всего, ожидать не стоит. В этом случае ЗММК будет продолжать работать с минимальной прибылью.

Если зангезурский гигант, некогда прочно стоявший на первой позиции в списке крупнейших налогоплательщиков Армении, в любом случае выйдет в плюсе, а тем более еще и осуществляет и необязательные для бизнеса социальные программы, то почему ему понадобился правительственный кредит? На этот вопрос "ГА" М.Акопян заметил, что без кредита им пришлось бы отказаться от программ развития и, как уже отметили, сократить до полуторы тысячи сотрудников. То есть речь идет не о спасении нашего бюджетного донора, а лишь о его поддержке. В этом году, несмотря на плачевную конъюнктуру на сырьевых биржах, комбинат планирует нарастить объемы переработки руды до 12,8 млн тонн против прошлогодних 12, которые уже были на 50% больше проектных мощностей советского периода.

КАК СТАЛО ПОНЯТНО ИЗ СЛОВ ДИРЕКТОРА ЗММК, ОН ОТНОСИТСЯ К ПОДДЕРЖКЕ ГОСУДАРСТВА, КАК К ВЗАИМОВЫГОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ. В частности, если в свое время ЗММК поддерживал государство огромными объемами сверхвыплат налогов, то сегодня не странно, что государство решило поддержать ключевое для нормальной жизнедеятельности страны предприятие. М.Акопян также поспешил развеять миф о бездумной растрате богатств наших недр в условиях низких цен на молибден. Напомним, что рудники Каджарана содержат 8% от разведанных мировых запасов металла. "Такими темпами мы будем извлекать молибден еще 150 лет. А насколько будет востребован этот металл через 10, 20, 50 лет – одному Богу известно. Не исключено, что, как сегодня японские ученые нашли заменители алмазов, так и через 50 лет решат менее сложную задачу заменителя молибдена. Поэтому мы обязаны максимально использовать наше богатство, пока оно таковым является", — поделился своими соображениями директор ЗММК.

Относительно двух менее оптимистических производств Сюника – Капанского и Агаракского горно-обогатительных комбинатов с их рудниками М.Акопян заметил, что никак не понимает, почему они могут простаивать. Все дело в грамотном менеджменте и возможностях путей решения проблем, считает он. "В свое время, лет 8-9 назад, мы осуществляли управление этими комбинатами. С обнулившегося состояния довели их до производственных мощностей, и государство потом приватизировало их. Тогда тоже были не лучшие времена. А теперь останавливать действующие мощности неправильно. Я думаю, что их собственники найдут решения и тысячи людей не потеряют свою работу", — отметил М.Акопян.

В то же время с южной нашей границы приходят не лучшие новости. Агаракский медно-молибденовый комбинат, входящий в структуру GeoProMining (которой принадлежит также и Араратская золотоизвлекательная фабрика с правом использования Сотского золотоносного рудника), переживает, мягко говоря, не лучшие времена. И это несмотря на то, что правительство вернуло комбинату сверхвыплаты по налогу на прибыль в размере $2 млн, а цены на золото особо не снизились. К слову сказать, араратскую фабрику компания не успела существенно раскрутить, поскольку ее пуск (после английской Vedanta) пришелся на кризис. С DenoGoldMining, владеющей рудниками и комбинатом в Капане, тоже не все так гладко. Компания грозилась уволить отправленный в вынужденный простой штат 19 февраля.