Паника на валютно-товарном рынке сегодня имеет тенденцию к ослаблению. Остывают субъективные страсти, когда потребители скупали лимонад ящиками. Те, кто 3 марта скупал лимонад и сахарный песок в оптовых количествах, явно проиграли: сегодня они стоят явно дешевле или пока нет. Но дело не в этом. Дело в том, что события, которые оппозиция окрестила как "черный вторник", "ГА" прогнозировал уже в субботу.
И пусть Л.Т.-П. не хранит у себя в копилке те прогнозы, которые "ГА", в отличие от Л.Т.-П., давал в субботу. Напомним, что в субботу в статье "Кому нужен высокий курс доллара в Армении?" "ГА" отмечал, что в ближайшее время Центральный банк отпустит искусственно поддерживаемый курс доллара в свободное плавание, затем последует неуправляемая инфляция. Спустя три дня ЦБ "отпустил" курс доллара, который пошел плясать по потребительской нужде.
ПРИ ЭТОМ НАЧАЛАСЬ ПАНИКА: потребители за неимением информации бросились конвертировать драмы в доллары, которых в достаточном количестве не было. А был сахарный песок, подсолнечное масло, бензин. Вот и поползли цены вверх. Долларов не было, поскольку ЦБ искусственно сдержал их отток с рынка. В том числе запрещением банкам продавать доллары, выдавать долларовые вклады и так далее. Невозвращение вкладов вызвало бурю негодования у вкладчиков, поскольку они не могли получить свои кровные.
Дело в том, что в финансовом секторе ЦБ поступил грамотно, отпустив курс доллара в шоковое равновесие, однако информационное сопровождение этого процесса явно хромало. Это очень-очень мягко говоря. Откровенно, его и не было. С утра 3 марта была пресс-конференция, на которой сообщили о том, что ЦБ "умыл руки". Потом погрозил пальчиком глава Госкомиссии по защите экономической конкуренции, и только вечером в 9-часовом "Айлуре" замглавы ЦБ Ваче Габриелян с усталым видом комментировал ситуацию постфактум. Но это никаких дивидендов не принесло, поскольку супермаркеты на пару часов закрылись, доллар котировался в немыслимом коридоре, еда подорожала (особенно экспортируемая депутатом Самвелом Алексаняном), медикаменты, авиабилеты и прочее возросли в цене. Если бы не шоковое вмешательство, то государству пришлось бы потратить намного больше долларов, чтобы сохранить курс доллара. Сегодня государству удалось скорректировать шоковые проявления финансовыми методами. Но их возможность довольно ограниченна.
Особенно хотелось бы подчеркнуть возможности в информационном поле. Государство никак не реагировало на ожидания общества, чем и способствовало повышению курса инвалюты. Курс доллара в буквальном смысле был отдан на откуп рынку, который формируется не только в результате соотношения спрос/предложение, но и ожиданиями общества. А это спровоцировало ложные ожидания и представления о балансе рынка. Эти ложные ожидания на следующий день, 4 марта, подхватили в том числе оппозиционные СМИ, которые с упоением муссировали не только обвал доллара, но и государства в целом. Некомпетентными и псевдоэкономическими "анализами" они попытались заполонить информационное пространство и усугубить ситуацию. Не вышло, хотя это заслуга не государства, а финансистов, оказавшихся в этом вопросе профессионалами.
P.S. С 5 марта по факту необоснованного повышения цен Госкомиссия по экономической конкуренции будет возбуждать административное производство, заявил на брифинге председатель Госкомиссии Ашот Шахназарян.