В ноябре 2005г., когда шли выборы в местные органы самоуправления, поразило одно обстоятельство: в Азатане с населением 5,5 тыс., где никогда не было нехватки в дееспособных кадрах, на пост главы сельского муниципалитета свою кандидатуру выставил лишь действующий староста села Каруш Азатян, который до этого три года был председателем сельсовета, а затем девять лет — старостой села.
В течение истекших 15 лет на селе не было особых подвижек, значимых инициатив, а если что и было, то как следствие действия правительственных механизмов, приводимых в движение марзпетараном. Более того, с годами более нищали семьи Азатана, бывшего колхоза-миллионера. Вот почему в октябре прошлого года, т.е. накануне новых выборов в местные органы самоуправления, их задолженность госбюджету по налогам на землю и имущество составила 130 млн драмов.
БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ СТАРОСТ КРУПНЫХ СЕЛ ШИРАКА объясняется неким противостоянием "отцов" и "детей", в котором, как правило, верх одерживают "отцы". Оно и понятно: они уступчивы, готовы порадеть родному человечку, слывут у себя "лавамардами" и поблажки делают за счет общины.
26 октября прошлого года старостой села был избран Вардан Икиликян. Так в Азатане утвердилась "эра сыновей". Казалось, еще рано говорить о наработках В.Икиликяна и его команды, однако факты утверждают иное. Только в течение последних двух месяцев прошлого года на селе была создана служба саночистки (для этой цели закуплены грузовая машина и 25 мусорных баков), проложена 350-метровая дорога к сельскому кладбищу, из села вывезено 2500 кубометров строительного мусора, решена проблема отопления школы искусств, для общины закуплено 300 тонн селитры, точки ночного освещения села увеличены на 55 единиц, 30 остронуждающимся семьям перед новогодними праздниками была оказана денежная помощь, 24 млн драмов перечислено телефонной станции для увеличения числа абонентов на селе.
В течение этих двух месяцев решены и другие жизненно важные задачи: на селе создан филиал банка "Акба-Кредит Агриколь" с финансовым заделом в 800 тыс. долларов, что, естественно, поспособствует развитию фермерских хозяйств, капитальному обновлению сельского Дома культуры, не действовавшего все эти годы. При содействии президента Сержа Саргсяна общине выделено 60 млн драмов (40 млн будет реализовано в этом году, 20 млн – в 2010-м).
В ноябре-декабре прошлого года задолженность села по налогам была сокращена на 10 млн драмов. За разъяснением этого феномена я обратился к Оганесу Папояну — руководителю аппарата управления сельской администрации:
— После своего избрания Вардан стал группами приглашать к себе на беседу должников: им было разъяснено, что в случае непогашения долгов их будут взимать судом и крестьяне лишатся своих земельных участков. Ему поверили: азатанцы знают, что Вардан Икиликян жестко стелет, зато мягко спать.
В корне иная и кадровая политика нового старосты. С учетом того, что должность руководителя аппарата управления – ключевая позиция в сельской мэрии, на этот пост он назначил Оганеса Папояна, с которым я познакомился.
Пять лет назад созданная им на селе организация "Центр общинного развития "Азатан" нуждалась в информационной поддержке. Несмотря на многочисленные важные программы, осуществляемые центром на селе (детсад "Инчуик", компьютерный всеобуч, школа молодого фермера, издание молодежной газеты, создание начальной школы для местных езидов и др.), "отцы" Азатана неприязненно относились к центру и его руководителю, чинили ему препятствия, не желая понять того, что эти и многие другие образовательные программы служат развитию общественной жизни села.
Да, азатанская эпопея завершилась благополучно. И все же есть о чем задуматься. У нас выборы (в данном случае выборы в местные органы самоуправления) проводятся на демократической основе, однако практика показывает: крайне необходимо вмешательство государства в этот процесс, т.к. мэр города и староста села – это ключевые представители государства в общинах. Почему бы государству не отказать руководителям общин, не справившимся со своими обязанностями, в праве быть избранными на следующий срок?