Логотип

ОТПАЛА НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИâАж

Правительство отозвало законопроект, предусматривающий повышение таможенных пошлин на ввоз товаров конечного потребления

С целью поддержать отечественного производителя и стимулировать процесс импортозамещения правительство инициировало повышение ставок таможенной пошлины на ввоз некоторых видов товаров первой необходимости, производство которых мы имеем на месте. В первую очередь речь идет об импорте продовольственных товаров, для которых вместо нулевой ставки предлагалось применять ставку в 15%.

На днях добравшийся уже к депутатам законопроект правительство отозвало. В отделе по связям с общественностью исполнительного органа "ГА" мотивировали это решение тем, что отпала необходимость в обсуждении этого документа. Скорее всего "необходимость отпала" в результате корректировки курса драма.

Дело в том, что подешевевшая на 20% национальная валюта определенным образом поддерживает местного производителя. С амортизацией налогов в структуре образования стоимости ввозимых товаров импортеры вынуждены учитывать изменения курса валют. То есть цены на импортную продукцию выросли, а себестоимость местных аналогов товаров осталась на прежнем уровне. Это, если не используется импортное сырье. В этих условиях повышать ставку таможенной пошлины означало создать дополнительные условия давления на ценообразование и стимулировать и без того высокую инфляцию.

Кроме того, законопроект был принят в штыки парламентариями, чей бизнес увязан именно на продовольственном импорте. Таких в нашем законодательном органе больше, нежели выигрывающих от повышения ставок на импорт производственников.

Против принятия законопроекта говорит и другой факт. Как отмечал, обосновывая законопроект министр экономики Нерсес Ерицян, повышение таможенных ставок позволит направить в государственную казну дополнительные средства. Однако это утверждение было бы верным при условии, если бы местный производитель полностью действовал в налоговом поле. Дело в том, что выявлять объемы налоговых обязательств импортеров несравнимо легче, нежели местных производителей. Импортеры выплачивают налог на добавленную стоимость сразу на таможенной границе — так сказать, по факту ввозимого груза. Между тем отечественный производитель выплачивает НДС лишь после реализации или производства товаров, объемы которых легче скрыть, чем импортерам. А НДС формирует большую часть налоговых доходов государственной казны.

Однако настораживает другое. Как известно, политика таких международных финансовых институтов, как Международный валютный фонд и Всемирный банк, в Армении заключается в протекции импорта. На протяжении двух десятков лет нам пытаются внушить правильность построения потребительской экономики, когда при отсутствии местного производства мы начинаем все больше потреблять товаров, произведенных в развитых или не очень странах. Такой необоснованный крен ставит нас в ущербное положение: Армения вынуждена постоянно уповать на международные кредиты, ставя себя, собственную систему принятия решений в зависимость от офисов в Нью-Йорке или где-то еще. Так, директор ереванского офиса Всемирного банка Аристомене Варудакис считает, что Армении следует отказаться от политики протекционизма местного производителя. "В последнее время правительство Армении выступило с инициативой повысить таможенные пошлины на импорт готовой импортной продукции с целью поддержания местных производителей. Конкуренция между импортным и местным производством на внутреннем рынке очень незначительна. В то же время, повышение таможенных ставок на импортную продукцию приведет к росту цен, что в первую очередь отразится на бедных слоях населения. Впоследствии правительству придется думать о том, как помогать неимущим", — озаботился нашими проблемами Варудакис.

Критически он относится и к проектам госкредитования, предоставления госгарантий и субсидий частному бизнесу. В общем, не нравится ВБ все то позитивное, что пытается предпринять правительство для нивелирования последствий мирового кризиса. И ВБ добился своего. Правительство отозвало законопроект о внесении изменений в Таможеный кодекс. Сразу же за этим последовали кредиты от МВФ и ВБ. Похоже на банальный шантаж.

Необходимо отметить, что финансовые организации будут жестко контролировать расход кредитных средств, чтобы они не пошли на поддержку отечественного производителя, а были потрачены на социальные программы. Реализация последних снимет социальное напряжение в краткосрочном плане и не создаст той базы, на основе которой мы будем выплачивать наш увеличившийся государственный долг. Так вгоняются в долги и попадают в зависимость от международных банкиров и сильных мира сего подобные Армении страны.

Пока не отмечается, войдет ли в парламент скорректированный законопроект о повышении таможенных пошлин для импорта? Учитывая, что ВБ пообещал выдать кредит не сразу, а различными траншами в течение нескольких лет, то надеяться на повторное представление законопроекта не приходится.