Логотип

«МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС НЕ МОЖЕТ ОБОЙТИ НИКОГО», —

заявил президент группы компаний "Мика-Лимитед" Михаил БАГДАСАРОВ агентству АрмИнфо

— Михаил Иванович, по всем признакам мировой экономический кризис докатился и до Армении. В какой степени он затронул руководимую вами компанию?

— Действительно, мировой экономический кризис не может никого в Армении не затронуть. Тот, кто утверждает, что он его обошел стороной, либо лукавит, либо не понимает, что происходит, либо просто не дошел до осознания происходящего. Кризис носит мировой характер и, естественно, к нему надо готовиться. И не случайно многие мировые и не мировые компании и государства разрабатывают антикризисные программы. Существуют даже прогнозы, что в ближайший год ведущая экономика мира в лице американской достигнет своего кризисного дна. Аналогичные процессы происходят и в Европе, однако, в отличие от США, в Европе заранее начали готовиться к преодолению последствий кризиса. Ощущают его и в России, где наличие стабилизационных фондов и подготовленность российской экономики позволяют надеяться, что этот процесс в РФ окажется более мягким. Естественно, в Армении кризис еще не достиг своего апогея. По некоторым данным аналитиков, кризис в Армении будет менее тяжелым, чем в других странах. Между тем наша страна уже давно в кризисе, чему в немалой степени способствует ее географическое расположение. После развала СССР был кризис более ощутимый, чем идущий. Подготовка к преодолению последствий мирового экономического кризиса в группе компаний "Мика-Лимитед" началась с июля 2008 года. Именно тогда мы поняли, что кризис начинает обретать угрожающие масштабы и связан он с американской экономикой, несшей уже тогда ощутимые потери, что не могло не отразиться на всем мире.

— А отразился ли кризис на компании "Армавиа"?

— Конечно, отразился. Если вы обратили внимание, многие авиакомпании мира несли и несут ощутимые потери. Некоторые из них просто обанкротились. Этот процесс происходил и тогда, когда авиакеросин стоил дорого, и тогда, когда он резко подешевел. Примеры авиакомпаний "Сибирь", "Красаэро", индийских и британских авиакомпаний являются тому подтверждением. Выход из положения многие из них видят в продаже своих активов или объединении с авиакомпаниями других стран. Так, "Австрийские авиалинии" приобретает германский авиаперевозчик "Люфтганза", испанского национального перевозчика приобрел британский "Бритиш Эйрвейз", французский "Эйр Франс" частично приобрел итальянскую государственную авиакомпанию "Аль Италия". По моим прогнозам, в Российской Федерации останутся 5-6 компаний против нескольких сотен в настоящее время. Компания "Армавиа" кооперируется с грузинской "Джоржиан Эйрвейс", создав союз двух компаний. В частности, предусмотрено осуществлять совместное техническое обслуживание авиационного парка, есть намерение открыть и совместно эксплуатировать рейс Тбилиси — Ереван. Мы намерены совместными усилиями лучше использовать парк самолетов и пассажиров. Можно совместно страховать самолеты двух авиакомпаний.

— А решение правительства о включении налога на воздух в стоимость авиабилета не станет ли дополнительной головной болью для авиакомпании?

— Безусловно, станет. Увеличится объем массы денег для отчисления в госбюджет. Мы выплачивали 1% от оборота, теперь эта цифра возрастет, что ни к чему хорошему не приведет. Когда вводился этот вид налога, он составлял $20, а сегодня в связи с укреплением курса армянского драма эта цифра приблизилась к $34. Было бы неплохо, если бы осталась прежняя сумма в $20. Конечно, мы хотели бы, чтобы этот вид налога вообще был убран, но если государству он так необходим, то остановились бы на $20.

— Вы упомянули об авиарейсе Тбилиси — Ереван — Тбилиси. С применением налога на воздух не окажется ли данное направление нерентабельным? Ведь $34 – это почти цена на автомобильный проезд…

— Дело в том, что налог на воздух не распространяется на данный авиарейс, поскольку данный вид госпошлины применяется для расстояний свыше 450 км. Сейчас мы готовимся к открытию авиарейса Ереван — Степанакерт, и ни для Тбилиси, ни для Степанакерта налог на воздух действовать не будет. Может, в правительстве не знали, что мы полетим в Тбилиси?

— А когда собираетесь открыть авиарейсы на Тбилиси?

— На Тбилиси крайний срок – март.

— Вы упомянули о туркменском направлении, прерванном 7 лет назад. Изучаете ли вы сейчас возможность авиарейсов в Ашхабад, тем более что не так давно этот вопрос обсуждался на заседании межправительственной комиссии?

— На этом направлении мы пока не решили проблемы взаимных долгов, связанных с конвертируемостью туркменского маната. Образно говоря, если мы должны $50, то туркменская сторона задолжала нам $200. Туркменская сторона предлагает нам осуществить перерасчет по новому курсу маната, но в этом случае размер долга уже будет менее $50. Между тем наш долг должен оставаться на прежнем уровне. Сейчас ведутся переговоры, и при решении проблемы долгов не исключено, что полеты возобновятся. Но лично у меня нет гарантий, что ситуация не повторится, поскольку связана с особым курсом туркменского маната.

— В условиях мирового экономического кризиса цены на самолеты резко упали. Намерены ли вы воспользоваться этой ситуацией?

— Безусловно. В связи с кризисом и банкротством авиакомпаний освободились и пассажиры, которых необходимо обеспечить перевозкой. Мы намерены воспользоваться этой ситуацией. Кроме того, у авиакомпаний имелись самолеты, которые они сейчас продают. В результате на рынке начали появляться хорошие и дешевые самолеты. В условиях кризиса необходимо также правильно организовать работу авиакомпании для получения плюсов, что в условиях подъема мировой экономики было очень сложно обеспечить. В то же время в условиях кризиса работать стало сложнее. Никто уже на ура не предоставит кредитов для приобретения новых авиалайнеров. В этом году парк компании "Армавиа" пополнится пятью самолетами. Первый из них — "Эйрбас-319" — прибудет в Армению из Гамбурга 16 марта. Это совершенно новый самолет с завода-производителя. Именно тогда, 16 марта, в Гамбурге состоится презентация нового самолета. Кроме того, мы намерены приобрести "Эйрбас-320", срок эксплуатации которого равен 5 годам. Так что и у этого самолета ресурсов более чем достаточно. "Армавиа" станет первой авиакомпанией, которая приобретет первые 2 российских самолета "Супер Джет-Сухой". Первые самолеты российского образца станут собственностью авиакомпании. Намерены также приобрести 1-2 самолета "Бомбардие-200".

— Если я правильно понял, приобретение российских самолетов осуществляется на средства авиакомпании. А как же с кредитом банка ВТБ?

— Банк ВТБ согласился предоставить нам кредит в размере около $50 млн, который изначально был запланирован как финансовый лизинг для приобретения российских самолетов. Здесь проблема упирается в процентные ставки. Ситуация на рынке меняется, поэтому мы пока отложили рассмотрение данного вопроса. Нас торопили с подписанием соглашения, но мы не соглашались с процентными ставками. У нас должна быть уверенность в том, что самолет в срок будет готов, после чего мы готовы платить деньги. Тем не менее мы надеемся, что основная часть кредита поступит к нам после марта 2009г.

— А в условиях кризиса банк подтверждает свое намерение предоставить данный кредит?

— Да, подтверждение имеется. Тем более что на сегодняшний день самая лучшая форма вложения денег – это вложения в авиацию, когда в качестве залога выступает самолет, который легко можно "увезти", чего не скажешь о зданиях и сооружениях. Оператором проекта выступит банк "ВТБ-Армения".

— Ведутся ли переговоры с иностранными банками?

— Да, переговоры идут с британским и швейцарскими банками. Мы ведем переговоры не только с банками, но и с финансовой группой Всемирного банка, которая также готова открыть нам кредитную линию. Но мы должны выбрать самый лучший вариант.

— Михаил Иванович, возвращаясь к теме кризиса, я не могу не напомнить о кризисе в строительной сфере. Вас не смущает возможность сокращения строительных работ, что отразится и на заводе "Мика-Цемент"?

— Мы нашли самую лучшую форму применить возможности противодействия мировому кризису, начав реконструкцию завода. Реализацию данного проекта мы осуществляем совместно с китайскими и казахскими компаниями. Тем более что цементный завод в советские времена строился для производства алюминия. Впоследствии эти намерения изменились, и завод, технологии которого были рассчитаны совсем на другие цели, начал самостоятельно производить цемент. В этой связи производимая продукция стала более дорогой. Сегодня задача состоит в том, чтобы сделать завод рациональным, чтобы производимая продукция была дешевле. Мы намерены производить цемент и сухим, и мокрым способом. В настоящее время мы не торопимся с производством цемента, поскольку по причине кризиса цена на цемент резко упала. Общая стоимость проекта реконструкции составит примерно $20 млн. Предусмотрено полностью автоматизировать производство. Помимо цемента мы намерены организовать и производство изделий из него — цементных плит, бетона, скамеек и т.д. Мы намерены своей продукцией участвовать в широкомасштабных инфраструктурных программах.

— На какой стадии находится проект по производству битума?

— Завод по производству битума построен, первая продукция уже выдана. Судя по откликам, продукция соответствует всем международным стандартам. Сейчас продолжается процесс закупки сырья, и думаю, что уже в апреле 2009г. завод заработает на полную мощность. Всего в строительство завода было вложено более $20 млн.

— В свое время вы говорили о своем намерении продать свои активы, за исключением авиационного бизнеса. Судя по всему, ваши намерения изменились?

— Дело в том, что те, кто хотел приобрести наши предприятия, сегодня сами оказались в сложном положении из-за того же экономического кризиса. Кроме того, не последнюю роль сыграли события на Кавказе. Например, мы уже почти продали завод "Мика-Цемент", получили залог, но события в Грузии изменили позицию наших российских партнеров. В этой ситуации у нас осталось только одно – перевооружить производство и работать.

— А какие планы у вас по части нефтепродуктов?

— Сейчас мы поставляем нефтепродукты для своих предприятий. Мы будем участвовать во всех тендерах. При этом намерены больше "бить" на качество бензина и обслуживания. Мы считаем, что качество в бизнесе является определяющим фактором. Но добиться этого за один день невозможно, эта проблема требует годы кропотливой работы.

— А каков ваш прогноз по цене на бензин? Будет ли она падать или, наоборот, повышаться?

— Сейчас на этом фронте на мировом рынке развернулась настоящая борьба. США и Европа хотят ее снижения, ОПЕК – повышения. Чем это закончится, сказать сложно. Очевидно лишь одно: в условиях усложнения процесса добычи черного золота нефть, естественно, будет иметь свойство повышаться в цене. А с другой стороны, будет все активнее появляться альтернативное топливо, которое также будет влиять на ценовую политику государств и компаний. Мне кажется, что в ближайшие полгода цена на нефть останется в пределах $35-50 за баррель. А дальше все будет зависеть от роста мировой экономики.