как тормоз развития "АрменТел"
Опубликован список крупнейших налогоплательщиков, и "все тайное стало явным". Компания "АрменТел", в 2004 году обладавшая 100% рынка телефонии, в том числе сотовой, сегодня тянет едва ли на 50% рынка, а по сотовой связи оценка составляет около 25% рынка. Основной конкурент "АрменТел" отчислил в виде налогов 30 млрд драмов, "АрменТел" – 15 млрд драмов. Половина налогов идет от фиксированной связи – порядка 500 тыс. абонентов ежемесячно отдают свои кровные 1100 драмов за то, что называется "абонентской платой". Если принять на веру наличие 500 тыс. абонентов сотовой связи, то половина отчислений в 7,5 млрд налогов выплачивается за сотовую связь, и это подтверждает, что на каждую карточку "Армен-Тел" имеется 4 карточки "ВиваСелл" – что было ясно уже в середине 2008 года.
Мы видим, что такая фантастическая деградация за пару-другую лет вполне возможна, сегодня даже есть основания полагать, что она закономерна. Причина в незаработанных, гарантированно "капающих" копейках от всех нас, кому "повезло" числиться абонентами телефонной сети "АрменТел".
"Компания получает от своих абонентов 1100 драмов "абонентской платы" ежемесячно, это в сумме за год составляет порядка $18 млн вне зависимости от того, говорит ли данный абонент по телефону или не говорит. То есть, вообще не оказывая никаких услуг, только за факт наличия абонентской линии до квартиры и взимая так называемую "абонентскую плату", можно получать средства для средней запрплаты в $300 для 5000 сотрудников, влючая группу директоров и даже для не владеющего собой шефа юридической службы. Подобная кормушка лишает мотивации, стимулов и полностью расхолаживает менеджмент. Отмечу, что расчет не учитывает размера "абонентской платы", установленной для организаций, которая существенно выше, чем 1100 драмов. Вообще-то это отдельный вопрос – как это получилось, что за ту же услугу можно получать разную "абонентскую плату" от гражданина и от организации? Интересно, идет ли эта разница в прибыль и выплачиваются ли от этой суммы налог на прибыль, и имеется ли на этот удивительный факт точка зрения налоговой инспекции?
Что такое "абонентская плата"? Все мы пользуемся услугами сотовой связи, там есть два варианта оплаты – либо абонентская плата и дешевая минута связи, либо дорогая минута, но без абонентской платы.
С какой стати мне платить "абонентскую плату", если я не звоню вообще с фиксированного телефона? В России (родине компании "Вымпелком", владеющей 100% акций ЗАО "АрменТел") выбор тарифного плана оставлен за абонентом, есть варианты заключить договор как с возможностью платить абонентскую плату, так и с возможностью ее не платить. В нашей стране, несмотря на наличие отраслевого министерства, двух регулирующих органов, нескольких организаций по защите прав потребителей, такой возможности нет – плати, даже если вообще не говоришь по своему телефону. То же самое, если бы нас заставляли платить абонентскую плату за пользование аэропортом – известно, что некоторые из нас пользуются этим аэропортом, но так как он у нас есть, то пусть платят все.
Именно эта "абонентская плата" позволяет не заботиться о качестве услуг – все равно копеечка в $18 млн ежегодно капает. Как нефтяная игла – поступают деньги, можно не совершенствоваться, тратить их для удовлетворения амбиций и укрепления вертикали.
Можно выписывать крупнейших специалистов-маркетологов из Болгарии и технических специалистов из российской глубинки, увольнять редких московских специалистов, разгонять опытных сотрудников "АрменТел", можно выплачивать штрафы в $1 млн за нечестную игру на армянском рынке, можно наслаждаться четвертью рынка сотовой связи после 100%-ной рыночной доли.
Разные специалисты ЗАО "АрменТел" по-разному разъясняли смысл этой платы. Интересно звучит вариант, что мы платим за зуммер – т.е. за то, что нам можно откуда-то звонить. Но звонящий платит за свой звонок, почему платить тому, кто получает звонок? Кстати, на родине владельца ЗАО "АрменТел" запрещено взимать плату за входящие звонки.
Некоторые утверждают, что за эти 1100 драмов нам предоставляется 300 бесплатных минут разговора внутри городской сети ЗАО "АрменТел". Но позвольте, эти минуты во всех документах так и называются — "бесплатные". Т.е. мы платим за "бесплатные" 300 минут 1100 драмов, что означает стоимость минуты в 3,67 драма, если мы в месяц наговорим ровно 300 минут. Если же наговорим в месяц 46 минут, то эта "бесплатная" минута нам обойдется уже в 24 драма – ровно столько, сколько стоит минута звонка в Москву. Ну а если я наговорю всего 1 минуту в месяц, то стоимость "бесплатной" минуты будет аккуратно 1100 драмов. Нас просто вводят в заблуждение, заявляя, что эти 300 минут бесплатные. За эти "бесплатные" минуты абонент должен платить, даже если вообще не говорит по своему телефону – ну чем не налог?
Отмечу, что ни в электросети, ни в газовой сфере или водохозяйстве "за трубу" или "за кабель", подведенные к дому, ежемесячно денег не берут: стоит счетчик, платим столько, сколько потребляем.
До введения поминутной оплаты за телефонный разговор мы платили 900 драмов. Через некоторое время после введения поминутки мы начали платить 1100 драмов плюс еще и за минуту разговора. В качестве компенсации "АрменТел" вводит нас в заблуждение, письменно сообщая о "бесплатных" 300 минутах.
В условиях кризиса детальный подсчет расходов домашнего бюджета не свидетельствует о скаредности, речь сегодня идет о сокращении всех лишних расходов. Простое требование со стороны организаций, защищающих права потребителей, не оставит камня на камне "халявной" кормушки. Можно даже и без них – просто обратиться в суд и потребовать возврата абонентской платы за неоказанную услугу. Так что есть поле для деятельности!