История эта началась 4 декабря 1998 года в в/ч 33651 с убийства военнослужащего С. А. О дальнейших событиях, следствии и многочисленных судах "ГА" рассказывал неоднократно, и наверняка читатель запомнил главный инструмент, сыгравший решающую роль во время отправления правосудия, — плоскогубцы. . . Напомню суть в нескольких словах.
После того как на граничащем с азербайджанскими позициями посту было обнаружено тело убитого огнестрельным оружием С. А. , его сослуживцев привезли в отделение Военной полиции, троих из них (Мишу Арутюняна, Гургена Таварацяна и Карена Антоняна) принялись обвинять в убийстве, требуя признания. Те отказывались, объясняя, что ничего не знают и что пуля, скорее всего, вылетела из неприятельского оружия. Тогда пошли в ход другие методы "убеждения", побои руками, ногами и дубинками. А когда и это не помогло, дознаватели принялись сдавливать плоскогубцами ногти на пальцах арестованных. "Маникюр" подействовал. Сначала Таварацян, а потом и Антонян заявили, что видели, как Арутюнян застрелил товарища.
Пытки в отношении Арутюняна продолжались больше месяца. Наконец, он не выдержал и 16 апреля 1999 года дал показания, что будто бы убил С. А. Таварацяна с Антоняном выпустили, они тут же в письме военному прокурору покаялись, что оговорили товарища. Но дело пошло в суд I инстанции Сюника, возвращалось на доследование, снова попадало к судьям, прошло все 3 инстанции. В этом промежутке приговором, вошедшим в законную силу, были осуждены те самые спецы по плоскогубцам из полиции, которые пытали солдат, о чем прямым текстом пофамильно сказано в вердикте.
Но все это никак не отразилось на судьбе Миши. Его в конечном итоге осудили на 10 лет, и, находясь еще за решеткой, осужденный направил 29 октября 2003 года жалобу в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. К делу был приложен ряд документов, включая приговоры суда Сюника, Апелляционного и постановления Кассационного суда. Потянулись томительные месяцы ожидания.
Процедура рассмотрения дел в Страсбурге весьма продолжительна, и жалобщикам нужно запастись терпением. 31 марта 2005 года из Страсбурга пришел запрос относительно некоторых дополнительных сведений. Это означало, что хотя бы часть из пунктов жалобы заинтересовала судей. Представляющий интересы Миши адвокат Айк Алумян выслал материалы. А 5 июля 2005г. пришло уведомление, что жалоба частично принята в производство, т. е. будет рассмотрена по существу на судебном заседании. И в тот же день началась переписка Евросуда с правительством РА, которому был адресован ряд вопросов.
Некоторое время шла трехсторонняя переписка, обмен материалами между жалобщиком, Евросудом и правительством. Судьи предлагали сторонам прийти к компромиссу. Правительство не захотело. Затем судьи потребовали у жалобщика обоснования размеров материальных претензий (50 тыс. евро материальных издержек и 150 тыс. евро в качестве компенсации морального ущерба). Жалобщик выслал "смету", включающую расходы на поездки в суд Сюника, стоимость передач за годы отсидки и др. Судьи затребовали также отчет о финансовом состоянии Миши, вышедшем из заключения и нигде не работающем. Учитывая незавидное положение жалобщика, суд оплатил услуги его адвоката по прямому договору с последним. Завершающим этапом переписки стал запрос относительно формы, в какой стороны хотели бы изложить свое, так сказать, последнее слово, резюме. Адвокат оставил это на усмотрение Страсбурга, а правительство предпочло не устное, а письменное (т. е. заочное) заседание. Судьи пока с формой не определились.
Все эти процедурные подробности приведены, чтобы читатель представил, как долог и сложен путь в Страсбург, где, кстати, из Армении было рассмотрено пока лишь одно дело. "М. Арутюнян против Армении" может стать вторым. И хотя в случае удачного для Миши исхода платить придется из бюджета Армении, очень хочется, чтобы он выиграл.
Хочется, чтобы у нас в ходе судебно-правовой реформы государство наделили бы правом судиться с теми чиновниками от правосудия, которые виновны в выплате компенсаций, и взыскивать эти суммы с них. Такая практика в мире есть. И она может оказаться наиболее действенной в плане куда более ответственного подхода к соблюдению законности. Кому захочется платить из своего кармана?
А рядовым гражданам пореже придется стучаться в Страсбург. Хватит Ширака с Сюником. Только когда все это будет?