Логотип

АРХИТЕКТУРА ЧЕРЕЗ ВЕКА И СТРАНЫ

Прогуливаясь по улицам Парижа, Венеции, Нью-Йорка, Стамбула, Москвы и тысяч иных городов мира, любуясь их архитектурными сооружениями, мало кто из нас будет предполагать, что то или иное здание спроектировал армянский архитектор. Десятки тысяч сооружений оставили в наследство едва ли не в каждой стране тысячи армянских архитекторов.

На организованный в Ереване Министерством диаспоры Всеармянский форум архитекторов съехалась лишь малая часть армянских архитекторов – 130 специалистов из 18 стран. За четыре дня армянские архитекторы из России, Канады, США, Франции, Ирана, Турции, Кипра, Катара, других стран и, конечно же, Армении охватили широкую повестку. В рамках форума были представлены выставки с четырьмя экспозициями, прошли пленарные заседания, организован телемост с коллегами из Лос-Анджелеса, лекции в вузах, официальные встречи, поездки в Эчмиадзин и Гюмри. Наши соотечественники предложили оригинальные идеи, им направлялись встречные предложения. Было много профессиональных споров, были конструктивные обсуждения. Основным лейтмотивом форума стала идея объединения потенциала армянских архитекторов всего мира в одну организацию.    

Единое армянское архитектурное пространство

Канадский архитектор Вреж-Армен АНТИНЯН  выступил от имени всех армянских архитекторов Канады, поскольку представлял объединяющую их общественную организацию "Камар". Идея объединения армянских архитекторов всего мира была озвучена им в программном докладе "Что мы можем сделать вместе?".

Объединение потенциала Армении и Спюрка, по мнению Антиняна, поможет не только создать единое поле деятельности, но и расширить его. В числе приоритетных задач организации должны стать каталогизация объектов "армянской" архитектуры, ее презентация мировому архитектурному сообществу, основание своего информационного портала, поощрение студентов из специального фонда, содействие развитию регионов Армении и т.д.

Директор Национального музея архитектуры Армении Ашот ГРИГОРЯН рассказал, как Армения постепенно открывает для себя потенциал соотечественников за рубежом. Так, в армянской энциклопедии 70-х гг. нашли себе место 10-15 армянских архитекторов, а об армянской архитектуре в Спюрке как отдельной ветви и вовсе не отмечалось. Ситуация преломилась, когда был создан Национальный музей архитектуры, в задачи которого входят поиск и архивация наследия армянских архитекторов всего мира.

"Результаты удивили и нас. Только в Иране вместо 15 мы насчитали более 150 армянских архитекторов, которые работали последние 100 лет. Та же самая картина в странах  Ближнего Востока, России, США, Франции. Но самое удивительное открытие было в Турции. Только в Стамбуле сегодня работают 140 армянских архитекторов", — отметил А.Григорян. Но и это не весь наш потенциал, многое еще придется собрать – у нас большой архитектурный потенциал в Спюрке. Для того чтобы не растерять его, а также оставленное армянскими архитекторами обширное наследие, необходимо все это собрать и зафиксировать. Иначе в лучшем случае наше наследие пополнит культуру других стран, считает А.Григорян. "Но не только архитектурное наследие Спюрка нуждается в оценке. До сих пор мы не дали полную оценку архитектурного наследия современной Армении", — отметил директор музея.               

Ненациональная архитектура Еревана

Российский архитектор Карен БАЛЯН считает, что главная задача национальной армянской архитектуры в XX веке заключается в том, сможет ли она сохранить свою самостоятельность в условиях глобализации или станет жертвой ее агрессивных тенденций.

"В XX веке архитектура Армении была отмечена взлетами и падениями. Взлеты были связаны с подъемом именно национальной архитектуры, а падения – с ее "неразвитием". В 20-х гг. такой ненациональный фактор, как конструктивизм, в армянской архитектуре приобрел национальные черты. Однако эта традиция была прервана в сталинскую эпоху, когда армянская архитектура стала бледно копировать былые традиции и сразу же сникла. Второе дыхание национальная архитектура получила в 60-е, когда создавались мемориалы Цицернакаберда и Сардарапатской битвы. В это время архитектура стала говорить на национальном языке, что было нарушено впоследствии в век технократии, железа и бетона. За годы независимости мы не сумели возродить национальную архитектуру, а предпринимали лишь попытки копирования старых традиций", — отметил К.Балян.

Архитектор из России считает, что самым большим открытием Александра Таманяна стал генеральный план Еревана с заложенной в него национальной идеей. "Это очень сложная задача. К примеру, такие задачи решены в Версале или Санкт-Петербурге. Таманян развернул Ереван к Масису и основал ось его развития в этом направлении. Это стало причиной национального оздоровления и возрождения населяющего город народа. Как говорил Севак, наша национальная идея заключается в движении к Арарату, в направлении объединения разрозненного народа", — отметил К.Балян. Сегодня мы не пытаемся поддержать эту идею, она давно была преднамеренно искажена, репрессирована еще в сталинскую эпоху. Ось в направлении Масиса была закрыта, были основаны новые оси в противоположную сторону – на север. Чего стоит повернутое спиной к Арарату, в противоположность национальной идее, здание ЦК – нынешнего парламента, считает архитектор. "Это для нас не путь для развития, для нас единственный путь — в нахождении национальной идеи и ее отображении в современной архитектуре. В условиях глобализации мы не должны бояться современных тенденций в архитектуре, мы должны опасаться реализации ложных, ненациональных идей. Ереван слишком велик, если есть возможности, мы должны уменьшить его масштабы до человеческих. Мы позволили себе много непозволительного. К примеру, уничтожили здание гостиницы Севан. Все это необходимо исправить", — считает докладчик.  

Относительно столичной архитектуры жаркие споры возникли в ходе телеконференции с калифорнийскими армянскими архитекторами. Архитектор из Лос-Анджелеса Жора МАНУЧАРЯН выразил свою озабоченность фактами уничтожения историко-архитектурных памятников: "В Армении есть высококлассные специалисты, однако нас очень беспокоит процесс застройки столицы Армении. Уничтожены и продолжают уничтожаться здания, построенные в прошлом веке. Причем здания, представляющие историческую и культурную ценность. Центр Еревана уплотнен до предела, нарушены практически все Строительные Нормы и Правила, нет единой концепции, единого архитектурного стиля. Вследствие этого Ереван теряет свой неповторимый облик. Застройка Еревана идет без разработки программ и концепции, без общественных слушаний. Необходимо создать единую информационную сеть, в которую должны войти не только архитекторы, но и строители, экологи, сейсмологи. Особое внимание необходимо уделить правильному использованию свободных земель. Армения — маленькая страна, и это необходимо учитывать в разработке градостроительных программ. Кроме того, крайне важно найти некий пространственный модуль застройки исторической городской среды, в которую должны вписываться новые здания. В противном случае в Ереване не останется старых зданий. В реставрации историко-архитектурных памятников важно использовать опыт зарубежных коллег, а при застройке городов необходимо строго соблюдать все СНиПы и не идти на поводу у заказчиков".

Заместитель министра строительства Армении Нарек Саркисян совершенно справедливо принял критику на свой счет. "Вы плохо владеете информацией, и делать выводы о состоянии градостроительства в этом случае не совсем корректно. Конечно, мы далеки от формирования среды, которая существует в городах Европы и Америки. В Ереване мы имеем какую-то восточную беспорядочную ситуацию – здесь есть и европейское градостроение, и азиатская культура. В любом случае некорректно связывать сложившиеся реалии с плохой работой того или иного лица. Проблему необходимо решать реализацией серьезной системной программы", — отреагировал Н.Саркисян.

По мнению архитектора из США Ашота ДУРЯНА, настала пора переходить от слов к делу: "Только констатацией фактов положения не исправишь. Никто не спорит – Ереван должен развиваться и идти в ногу со временем. Но все это должно делаться грамотно, не уничтожая архитектурные сооружения, построенные нашими предшественниками. Необходимо оставить амбиции и вместе решать накопившиеся проблемы".

Экономические факторы архитектуры

Доктор архитектуры, проректор Ереванского госуниверситета архитектуры и строительства Юрий САФАРЯН ознакомил гостей с процессом формирования архитектуры исторического центра Еревана с середины ХХ века. В наши дни, по словам Ю.Сафаряна, на формирование архитектуры экономические факторы влияют в значительно большей степени, нежели культурно-философские.

Со всей остротой вновь стоит вопрос старого и нового. "Сегодня однозначно можно констатировать, что в итоге реконструкционной архитектурно-строительной деятельности ХХ века мы наряду со значительными завоеваниями утратили существенную часть национального историко-культурного наследия. В 1921-1940 гг. были уничтожены практически все церкви Еревана. Но за последние 20 лет потери достигли поистине катастрофических масштабов. Утеряна историческая застройка по улицам П.Бюзанда, Е.Кохбаци, Пушкина, Амиряна, Теряна, Арами. Фактически утеряна та благодатная зона реконструкции архитектурно-исторической функционально-эффективной среды – той среды, которая в других городах нас восхищает. А что стало с площадью Республики! Над всемирно признанной жемчужиной армянской архитектуры нависают жуткие высотные коробки. Шедевр Александра Таманяна – здание Оперного театра — "взято в кольцо": кафе и другие объекты буквально заполонили прилегающую к ней территорию. Вывод один – между старым и новым не найдено гармоническое единство. Его истоки и пути развития потребуют системно-коллективных фундаментальных исследований", — отмечает доктор архитектуры.

На завершающей пресс-конференции Н.Саркисян был вынужден обратиться к шквалу критики в адрес современной столичной архитектуры. "Мы предпринимаем титанические усилия. 95% нашей работы за закрытыми дверьми направлено на недопущение неприемлемых архитектурных решений в городе. Этой работы никто не видит. К сожалению, есть примеры, когда они все же проникают в архитектурную действительность. Но это наш крест, и мы вынуждены его нести", — отметил Н.Саркисян. При этом он умолчал, что гигантизмом, асоциальностью, высокой этажностью, анациональностью, серым шаблоном отличаются именно спроектированные персонально им здания, нависающие над низкоэтажным центром столицы и заполоняющие своими бизнес-решениями всю потенциально зеленую территорию вокруг. При этом Нарек Саркисян в "распространении искаженной информации" винит прессу, в частности "ГА", на "лживые" статьи которого, как он сам признался корреспонденту редакции, ему наплевать. Не исключено, что  ему наплевать не только на газетные статьи, но и на профессиональную архитектуру… И винить редакцию в том, что ереванцы видят каждый день, а теперь воочию увидели и 130 действительно профессионалов, просто глупо. Мы стали свидетелями того, что к голосу "ГА" прибавились и голоса наших хотя и не живущих в Ереване, но болеющих за него соотечественников.

В рамках форума был сформирован Совет Всеармянской ассоциации архитекторов. Из 33 его членов 20 – архитекторы Спюрка. В ближайшее время Совет назначит первое заседание. За время работы форума были объявлены конкурсы на проектирование зданий, была запущена в оборот идея "города мира", который будет состоять из различных кварталов стран и континентов, мэр Еревана предложил архитекторам подарить городу свои проекты, город получил в подарок две скульптуры. Архитекторам из Спюрка министр диаспоры Грануш Акопян пообещала, что они будут привлечены к разработке законопроекта об архитектуре. Таким образом, министр считает, что первый мост между Арменией и Диаспорой уже налажен. Характерно при этом заявление архитектора из США Овсепа Сарафяна: "Наш долг спросить вас – нуждаетесь ли вы в нашей помощи? Если да – то мы готовы, если нет – то мы и так проживем. Но очень хочется надеяться, что наши знания пригодятся исторической Родине". Будем надеяться и мы.