Концерт 25 апреля в Большом зале имени Арама Хачатуряна был отмечен совместным выступлением Национального оркестра под управлением Э.Топчяна и Академического хора Армении (худ. руководитель О.Чекиджян). Он был посвящен памяти жертв Геноцида в Османской империи. В программе – одно из гениальных творений Верди – "Реквием". В переполненном зале почти не было свободных мест, а сама сцена, заполненная оркестром, хором и солистами, представляла грандиозное зрелище.
Как известно, это монументальное произведение для хора, симфонического оркестра и солистов Верди посвятил памяти писателя– патриота Мандзони и впервые оно прозвучало в годовщину его смерти в церкви Св.Марка в Милане. Но "Реквием" в Большом зале звучал так, словно был создан именно в этот момент, и стал откровением. Он исполнялся в этом зале не раз, но с каждым разом вновь убеждаешься, сколь необычайно это грандиозное творение.
Оркестр звучал слаженно, стройно, убедительно. В этом неземном разговоре не было пустых мест: каждый звук, фраза, несли смысл — то спор с самим собой, то просветленная ясность и покой, то неотступная решимость сопротивления и борьбы… Дирижируя огромным хором, оркестром и солистами, Топчян вводил нас в мир душевных смятений, страстей, взлетов, воспоминаний, которые в тот миг становились и нашими. Углубленность и захватывающее величие, поглощающее слушателей, трагический пафос с проникновенными лирическими мелодиями, пленяющие своей первозданностью… Особенно проникновенно звучала музыка "Дня гнева", производя впечатление разбушевавшейся стихии.
Как всегда, великолепен был хор. Все взрывы и спады, все мощнейшие кульминации и трепетно приглушенный, еле уловимый шелест – это не пение хора, не демонстрация его поразительной техники, а автопортрет коллектива. Его отличают необыкновенная экспрессивность, высокий профессионализм, богатая штриховая палитра, интонационная чистота и великолепная дикция, привитая хору маэстро Чекиджяном.
Обаяние сильных, по-оперному широко распетых разделов тактично раскрыли солисты – меццо-сопрано Лилит Григорян (она заменила заболевшую певицу из Северной Ирландии Сандру Макмастер, известную ереванцам по прежним гастролям), сопрано Арцвик Демурчян, тенор Уэйн Эванс из Великобритании, бас Айк Мартиросян (Австрия), чей голос неоднократно звучал в различных ереванских залах.
Ереванцы давно полюбили искусство Мартиросяна, видели, как росло его мастерство, как все ярче и глубже становились спетые им партии и как искренний, ни на чей не похожий голос набирал силу и глубину. Напомним, что Айк Мартиросян родился в Ереване, в 1996 году окончил Музыкальную академию имени Гнесиных (класс профессоров А.Эйгена и П.Лисициана). Он работал солистом "Новой оперы" в Москве, затем в Большом театре, стал лауреатом многочисленных международных конкурсов, выступал на самых престижных сценах мира. Сейчас он живет и работает в Австрии, много гастролирует.
Своим изумительным голосом покорила публику и солистка Ереванского оперного театра, лауреат международных конкурсов Арцвик Демурчян. Искренность высказывания, когда кажется, что душа человека полностью высвечивается, не оставляя ни одного уголка, не могла не вызвать ответной реакции.
Голосом чистой души предстал и певец из Великобритании — тенор Уэйн Эванс. Его имя украшает афиши самых знаменитых оперных театров. В "Реквиеме" его исполнение было полно возвышенной одухотворенности. Красотой голоса, виртуозной техникой не оставила равнодушных в зале и солистка Лилит Григорян.
"Реквием" завершился под гром аплодисментов. Замерли последние звуки музыки. Но в памяти остались сумрачно-гневные кличи труб, рисующие мрачную картину грядущей катастрофы, картины смятения и ужаса и противостоящие им скорбно-лирические и просветленно-созерцательные мольбы и надежды людей. Мы будем слышать их до тех пор, пока сквозь пепел жертв Геноцида армян будет вечно гореть огонь памяти.