Из воспоминаний участницы Великой Отечественной войны радистки Розалии Абгарян
9 Мая 1945г. В нашем календаре нет другого такого праздника, где бы бок о бок сосуществовали два противоречивых чувства: гордость и радость за Победу и скорбь по погибшим. Поистине это праздник "со слезами на глазах".
Победа в Великой Отечественной войне, в самой жестокой и кровопролитной войне XX века, длившейся 1418 дней, далась стране ценой колоссальных человеческих жертв, разоренных и разрушенных городов и сел. Пожалуй, нет такой семьи на пространстве бывшего Советского Союза, которая не потеряла близких людей, не познала горечь войны.
… Завтра была война
НАМ БЫЛО ТОГДА 17-18 ЛЕТ. 21 июня 1941г. мы на торжественном выпускном вечере с теплыми напутствиями от учителей получили аттестаты об окончании школы, строили планы о новой жизни, продолжении учебы в институтах. А утром 22 июня узнали о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину. Окончив курсы радиотелеграфистов в Тбилиси, я, как и многие мои одноклассники, отправилась на фронт.
Были версты, обгорелые в пыли
КАК КАДРЫ КИНОЛЕНТЫ, проходят перед глазами суровые годы войны. (Мне посчастливилось, пройдя страшные годы войны с августа 1941 года, в 1945-м встретить Победу в Праге и вернуться домой. Помню, как из Ворошиловграда с боями мы отступали по бездорожью, проселочным дорогам, утопая в грязи и замерзая без крыши над головой. Перед глазами — зарево над Батайском, разбитые и взорванные мосты, понтонные мосты, по которым мы под огнем переправлялись через Днепр и Дон.
В ушах до сих пор звучат слова местных жителей, которые не хотели оставаться на оккупированной территории: "На кого вы нас оставляете?" Мы обещали скоро вернуться. "Скоро" затянулось.
Наша часть остановилась в предгорьях Кавказа, в р-не Анастасиевки, недалеко от Туапсе. Ежедневные, ежечасные обстрелы и бомбежки забыть невозможно. Появлялся немецкий самолет-разведчик "Фоке-Вульф", мы их называли "рамами", и вслед за ним начиналась бомбежка, унося жизни солдат, разрушая все. Бывали и психические атаки. Вместо бомб бросали пустые бочки, издававшие страшный, пронзительный звук, от которого становилось жутко.
Бархатный сезон на Малой Земле
ОСЕНЬ 1943г. Мы в паре километров от Новороссийска, ютимся в маленькой пещере на скалистом берегу Цемесской бухты. Кажется, протянешь руку — коснешься Малой Земли. Ее называли Огненной Землей. Огонь шел с моря, с воздуха, с суши. Земля содрогалась от взрывов.
Мы с радисткой Фридой Кац посменно дежурим на маленькой переносной радиостанции, передаем зашифрованные радиограммы. В эфире шум, треск … Настраиваюсь на заданную мне волну и слышу на ломаном русском языке: "Сталин капут! Сталин капут!" Через некоторое время сквозь шум врываются слова: "Врешь, гад! Гитлер капут! Гитлер капут!" — и отборная русская ругань. Голоса тонут в шуме эфира, а я продолжаю передачу. Внизу море сверкает голубизной. Этот сезон, помню, называли бархатным сезоном. Так хочется окунуться в теплую морскую воду, но не рискуешь выйти под огонь…
Наступило 10 сентября. Во время ночного дежурства я передавала шифровку и вдруг вижу: вся Малая Земля озарилась красным заревом. Было светло, как днем, началось наступление наших войск, бои за освобождение Новороссийска. А 16 сентября 1943г. после тяжелых, ожесточенных боев Новороссийск был освобожден. После Новороссийска были Керчь, Мукачево, Ужгород, Кошице, Братислава, Брно, в освобождении которых принимала участие и наша часть.
Особенно запомнились бои за Мукачево. Вместе с лейтенантом Алексеенко и летчиком из авиачасти мы координировали полеты наших самолетов. Впереди шли танки, а в небе кружили самолеты, нанося удары по передовым немецким позициям. Мы, укрываясь на пригорке, указывали квадраты (условные), на которые должны были обрушить свой удар наши самолеты… Уже отсалютовали победу, а бои все еще продолжались.
"Прага в опасности!"
МЫ В ЧЕХОСЛОВАКИИ, в местечке Полички. Сижу за приемником, настраиваюсь на заданную волну для связи и сквозь шум слышу: "Помогите! Позор, позор! Помогите, быстро помогите! Прага в опасности!" Это были чешские повстанцы. Доложила командиру, он — в штаб, командование приняло меры, и 9 мая 1945г. город Прага был начисто освобожден от фашистов. В освобождении Чехии принимал участие корпус Людвига Свободы, входивший в состав нашей 18-й армии.
Прошло столько лет, а все не перестаешь удивляться героизму, стойкости нашего народа. Фронт протянулся от Северного до Черного морей, значительная часть европейской территории Советского Союза была в руках захватчиков, бои шли на улицах Сталинграда за каждый дом, народ жил в ужасных условиях, а мы, фронтовики, ходили рядом со смертью и все-таки верили в Победу. И победили. Мы освободили не только нашу страну, но и многие европейские страны от фашизма.
Мы, фронтовики, знаем, что такое война, и желаем, чтобы наши дети, внуки и правнуки жили под мирным небом, строили города, радовались жизни. Здоровья, счастья и мира всем!
Розалия АБГАРЯН, инвалид ВОВ II гр., заслуженная учительница Арм. ССР, персональный пенсионер республиканского значения
ОТ РЕДАКЦИИ: Розалия Сергеевна Абгарян демобилизовалась в 1945 году в звании старшего сержанта. 86-летняя фронтовичка гордится боевыми наградами, в числе которых орден Отечественной войны I степени, медали "За боевые заслуги", "За оборону Кавказа", "За Победу над Германией" и др. А вот орден Красной Звезды, к которому радистка Роза была представлена в 1942-1943гг. на Украине, до отважного бойца так и не дошел: штабную машину, на которой везли награды, разбомбили в пути…