* $60 млн на загрязнение столичной атмосферы
* В министерствах транспорта, градостроительства, полиции, мэрии Еревана специалистов нет
* Выход — автоматизированная система управления движением
Только простаивая в пробках при красном свете светофора автомашины в Ереване ежегодно сжигают топлива на сумму, равную $50-60 млн из расчета 120 тысяч автомашин. И это только по итогам 2005 года. Согласно расчетам правительства, перерасход горючего составляет около 50%, а средняя скорость автомобилей в центральной части города не превышает 8-12 км/час. Все это способствует и резкому ухудшению экологической обстановки.
Инженер Александр Саакян предлагает чистый воздух и альтернативу пустой трате миллионов долларов
В различных странах задача оптимизации уличного движения решается различными способами. И результаты бывают различными. У нас решением этой проблемы уже много лет занимаются в научно-производственном кооперативе "Система" под руководством бывшего мергеляновца Александра СААКЯНА. В 1972 году в системе исполкома Ергорсовета он организовал отдел автоматизации средств городского хозяйства, где также занимались вопросами организации транспортного движения. Уже в 2000 году специалистами "Системы" был разработан и изготовлен опытный образец технических средств автоматизированной системы регулирования движением городского транспорта. Его внедрение позволит резко уменьшить заторы на перекрестках, повысить среднюю скорость движения транспорта по магистралям города и безопасность движения, улучшить экологию города.
— Г-н Саакян, в чем суть вашего предложения?
— В координированном управлении транспортными и пешеходными потоками. Оно предполагает, что автомобильные потоки проходят через основные уличные артерии города без остановки на красный свет. Образно говоря, формируя пакет машин, мы получаем возможность их относительно беспрепятственного проезда по основным линиям. Это достигается благодаря расчету скорости и расстояния между перекрестками. Конечно, не все так просто. Каждая уличная артерия имеет свой отличный транспортный поток, плотность, проходимость и так далее. Все это фиксируется, анализируется и с помощью алгоритма составляется оптимальная или эффективная схема потоков.
— Возможно ли с помощью автоматизации использовать различные режимы? Например, днем для плотного, а в ночные часы для умеренного транспортного потока?
— Конечно. В системе можно предусмотреть все: плотный поток, ночной и по выходным, умеренный, дождь, снег, лето. Более того, у нас программа и для так называемых правительственных трасс. К примеру, вместо того, чтобы с воем и мигалками в сопровождении полиции мчаться по улицам, перекрывать перекрестки и так далее, можно использовать программу. Она предусматривает координацию транспортных потоков по пути следования правительственной делегации с помощью светофоров. Причем не блокировку красным сигналом светофоров на пути следования колонны. Транспортные потоки можно перераспределять при этом по обходным маршрутам до достижения блокированного перекрестка. И все это нажатием кнопок на пульте управления. Система позволяет за несколько секунд изменить режим на тысяче перекрестков. Это крайне эффективно при больших пробках, поскольку позволяет за доли секунды перераспределить транспортные потоки.
— Вы более 30 лет занимались этой проблемой, почему такое положение в городе?
— Еще в начале 70-х годов специалистами Всесоюзного НИИ было решено внедрить в городе разработанную ими систему координированного регулирования движения транспорта. Выполнение работ было поручено нашему отделу, однако нам удалось завершить только внедрение и апробацию технических средств. Самую сложную часть работы – разработку соответствующих схем организации движения и программного обеспечения для регулирования движением городского транспорта в координированном режиме — руководство ГАИ взяло на себя, несмотря на все мои возражения, что основные работы по внедрению системы только начинаются и без нашего участия они с этим не справятся. В результате никаких работ больше произведено не было, и система как таковая не состоялась. В середине 80-х годов в связи с ухудшением транспортной ситуации в городе Ереване означенным институтом была внедрена Автоматизированная система управления движением (АСУД). Система дорогая, с большими возможностями, способная решить все транспортные проблемы города. Однако дальше все повторилось – им удалось только внедрить технические средства. То есть регулирование транспортными потоками осталось на прежнем уровне, а с распадом СССР технические средства центрального управляющего пункта системы были разграблены и уничтожены. Таким образом, техническое оснащение средствами регулирования движения в Ереване осталось на уровне 1950-х годов. Поэтому сегодня мы имеем то, что имеем.
— Что вам мешает сегодня внедрить такое общественно значимое дело?
— Главная причина — в методе внедрения и эксплуатации АСУД. Этим занимается полиция (в свое время – МВД), и будут ли работать в этой структуре специалисты без погон, зависит только от желания сотрудников. В свое время именно благодаря тогдашнему начальнику отдела организации движения ГАИ Арутюну Джрагацпаняну мы были привлечены к этой работе. Тогда нам удалось в срок внедрить технические средства. Но, к сожалению, он был снят с работы, а на его месте работали люди, которые не могли допустить и мысли, что они чего-то в этом вопросе не понимают.
— Выходит, есть проблема отсутствия специалистов?
— Да, это является причиной существующей транспортной ситуации в нашем городе. О транспортных проблемах говорят все кому не лень, в том числе и те, кто несет ответственность за это – мэрия, Министерство транспорта, Министерство градостроения и Полиция. Что в структуре мэрии нет специалистов, не только мое мнение, они сами написали об этом в техническом задании, представленном экспертам Всемирного банка. Что нет специалистов и в Министерстве транспорта, я убедился после общения с сотрудниками ведомства, а то, что нет специалистов в Полиции и в Министерстве градостроительства, свидетельствует из их безразличного отношения к строительству туннелей и эстакад в центральной части города. Если с этим не согласны руководители указанных ведомств, пусть потребуют от своих подчиненных письменного заключения об эффективности этих сооружений.
Недопустимость подобных работ я обосновал у бывшего мэра в присутствии главного архитектора города и проектировщика этих работ еще за год до начала строительства. Тогда мне не возразили. А когда я узнал, что работы в этом направлении продолжаются, написал бывшему президенту — безрезультатно.
Сегодня больше года эти строения эксплуатируются, и происходит то, о чем я предупреждал, — на всех перекрестках, где размещены туннели и эстакады, резко снизилась их эффективность, и чтобы как-то разрешить проезд автомашин, ликвидированы ближайшие пешеходные переходы и т.д. То есть созданы необратимые препятствия на пути к повышению пропускной способности этих магистралей, так как для этого должны быть восстановлены в их прежнем виде площадь Барекамутян, перекрестки Орбели-Баграмяна, Тиграна Меци-Ханджяна, Гераци-Абовяна. Что касается объездных путей, то для этого необходимо технико-экономическое обоснование, которого не существует.
— Как можно выйти из этого тупика? Надеетесь ли вы, что новоизбранный мэр возьмется разрешить эту проблему?
— Надежда умирает последней. Я уже более 30 лет надеюсь и жду главу городских властей, готового вникнуть в суть этой сложной инженерно-технической задачи и привлечь к этой работе специалистов, что выведет столицу из этого позорного состояния. Я не знаю, кто будет следующим мэром города, однако убежден, что решить задачу подобного масштаба может только правящая партия. Естественно, вся надежда на Гагика Бегларяна. Кстати, за последние 30 лет он единственный мэр города, который пожелал встретиться со мной, внимательно выслушал и согласился сделать все, что необходимо для решения этой задачи. К тому же эта проблема ему известна не понаслышке. На днях я участвовал в обсуждении транспортных проблем города с участием всех партий, зарегистрированных на выборах городского совета. Партии послали на обсуждения тех представителей, которые лучше всех знакомы с транспортными проблемами города, и в случае их победы на выборах они будут возглавлять в мэрии транспортное подразделение. Так вот, никто из присутствующих не имел понятия, в чем причина сложившейся транспортной ситуации и как можно решить эту задачу. И это еще более меня убеждает, что эту проблему может решить только правящая партия.