Логотип

МУЗЕЙНЫЕ КРАЖИ

Ежегодно 18 мая в мире отмечается Международный день музеев. В такие дни принято говорить о хорошем, мы же решили рассказать… о музейных кражах. Это только в кино трудно устоять перед обаянием романтических героев Питера О`Тула, Шона Коннери, Пирса Броснана, Юрия Никулина, Евгения Евстигнеева, блистательно сыгравших интеллигентных и изобретательных похитителей шедевров. Но в жизни кража художественных ценностей — это вовсе не заманчивое приключение во имя любви к искусству. Как свидетельствует статистика, "художественные" преступления за последние 40 лет стали третьим по доходности видом криминального бизнеса. И совершаются они синдикатами организованной преступности, основная цель которых — торговля наркотиками или оружием.

Музейные кражи — ремесло древнее. Сейчас такие кражи довольно распространены в Европе, а в Италии это и вовсе удручающая повседневность. Согласно статистике, в Италии за последние годы похищены тысячи уникальных произведений искусства из музеев и с мест археологических раскопок. Этих экспонатов хватило бы для создания нескольких музеев средней величины. Здесь же издается ежегодный каталог, где перечислены наиболее ценные из украденных шедевров, не найденных полицией. Вот несколько примеров, и не только из итальянской хроники.

1989 год. В замке-музее Шарлоттенбург в Берлине завыла сирена. Пока охрана ошарашенно смотрела на пустую стену, где только что висели картины классика немецкого романтизма Карла Шпицвега "Бедный поэт" и "Любовное письмо", по залам к выходу катил в коляске "бедный инвалид". Под пледом у него были спрятаны обе картины общей стоимостью $2 млн. Картины и "инвалида" полиция ищет до сих пор.

1994 год. В день открытия Зимних олимпийских игр в Норвегии из Национальной галереи в Осло было украдено одно из главных произведений экспрессионизма — "Крик" Эдварда  Мунка. За 50 секунд два преступника вскарабкались по лестницам, выбили окно, сорвали картину ценой $5 млн и исчезли. Несколько месяцев спустя агенты Скотленд-Ярда, выдававшие себя за покупателей, арестовали грабителей. Один из преступников оказался бывшим профессиональным футболистом.

1999 год. С борта яхты саудовского миллионера, пришвартовавшейся во французском порту Антиб, исчезла работа Пикассо "Портрет Доры Маар". До сих пор полиция гадает, как вор незаметно попал на яхту. Скорее всего, воспользовался аквалангом.

2000 год. В новогоднюю ночь Миллениума с крыши музея Ашмолеан в Оксфорде в зал с картинами импрессионистов была брошена дымовая шашка. Под прикрытием дымовой завесы человек в противогазе спустился по веревке вниз, схватил пейзаж Сезанна стоимостью $4,7 млн  и через крышу исчез со своей добычей.

2003 год. Два преступника под видом обычных туристов вошли в резиденцию герцога Бакклю в Шотландии. Пока один держал смотрителя, второй снял со стены картину "Мадонна с веретеном", которую приписывают Леонардо да Винчи. Под рев сирены они побежали к выходу, говоря встречным посетителям, что они — полицейские и якобы идет учебная тревога. Страховая компания выплатила владельцу 3 млн фунтов. Картина до сих пор в розыске.

Понятно, что картины и другие музейные ценности крадут не для того, чтобы любоваться ими дома, а прежде всего для продажи. А это — большая проблема: ведь знаменитые картины не перекрасишь, как машину, они уникальны и слишком известны.

Ежегодные потери, которые несут музеи и частные коллекционеры от грабителей, оцениваются в $7 млрд. В орбиту этого громкого бизнеса вовлечены мафия, террористы, артдилеры,  адвокаты, артдетективы, сотрудники страховых компаний, даже сами музейщики.

Конечно, и в этой сфере не обходится без чудачеств. Вспомним знаменитую историю, когда французский официант из любви к острым ощущениям украл из небольших европейских музеев 240 картин и скульптур. В 2001 году его престарелая мать, узнав из газет, что сын попался во время очередной кражи, с перепугу избавилась от награбленного, оставив картины на мусорной свалке, а скульптуры, выбросив в речку. Но официант-клептоман — трагикомичное исключение из правил…

В некоторых странах, чтобы вернуть музею украденную художественную ценность, идут на крайнюю меру, объявляя о вознаграждении за возвращение экспонатов. Но во многих странах выкуп — уплата преступникам денег — считается незаконным действием: ведь это  может воодушевить преступников в будущем. И тому есть примеры.

Из галереи Addison в Массачусетсе в 1968 году было похищено множество серебряных изделий. Галерея заплатила ворам выкуп, но спустя какое-то время те же самые экспонаты были вновь похищены теми же ворами. Правда, на сей раз изделия были переплавлены для продажи…

Но кроме артворов существуют преступники, предпочитающие кражам вандализм. В 1996 году несколько человек ворвались в Роттердамский исторический музей, где стали крушить и ломать все, что попадалось под руку, — просто выплескивая свою ненависть. Пока приехала полиция, они уничтожили почти 12% музейной экспозиции. Еще один психически неуравновешенный человек в 1985 году в Эрмитаже плеснул серную кислоту на "Данаю" Рембрандта, а затем несколько раз полоснул  картину ножом. Реставрация полотна длилась 12 лет, и теперь этот шедевр защищен от посетителей бронестеклом.

Известную "Русалку" — памятник персонажу сказки Андерсена в Копенгагене — дважды обезглавливали, отрывали руку и около десяти раз раскрашивали в разные цвета, а однажды даже "дополнили" скульптуру фаллоимитатором.  В результате власти города сегодня подумывают перенести памятник в воду, в глубь бухты.

Однако вернемся к музейным кражам, вернее, к самой знаменитой из них — краже века (уже прошлого). Итальянский плотник Винченцо Перуджа в 1911 году решил выкрасть из Лувра "Мону Лизу".  Перуджа попался на сбыте: предложив картину флорентийскому антиквару, он спекулировал тем, что шедевр Леонардо да Винчи следует вернуть на родину художника — в Италию. Но антиквар, хоть и был патриотом, но сдал вора полиции. Кстати, плотник работал в Лувре и сам  в свое время сделал застекленный короб, защищающий "Джоконду" от посягательств.

Правда, согласно другой версии, Перуджа был всего лишь пешкой в игре, которую придумал мошенник Вольферно. Он якобы заказал шесть копий "Джоконды", а потом подкупил Перуджа, уговорив его на кражу подлинника. После того, как газеты распространили сенсационную новость, Вольферно продал подделки американским коллекционерам, мечтавшим о жемчужине Лувра. Выдав фальшивки за оригинал, хитрец к оригиналу даже не притронулся. Перуджа, оставшись без хозяина, попытался сам продать картину. Вольферно же исчез со своими миллионами и лишь перед смертью, в 30-х годах, рассказал об этой истории.

Это не единственная попытка украсть "Джоконду". В 1998 году среди японских туристов, фотографировавших шедевр Леонардо, оказался маньяк с комплексом Герострата. Несколько раз стукнув молотком по бронестеклу и повредив серной кислотой полицейских, пытавшихся его утихомирить, он ничего не добился. Французские журналисты пошли на нетипичный для этой профессии шаг: они договорились не упоминать имени преступника, чтобы тот не добился своего и не прославился. Интересно, что через 6 лет, когда неудавшийся Герострат вышел из тюрьмы, редакция "Пари матч" получила предложение сделать интервью с этим человеком. Главный редактор не забыл об уговоре с коллегами и отказал вандалу, через интернет предупредив всех репортеров. К чести французской пишущей братии, ни один журналист не захотел иметь дело с желающим прославиться негодяем. От огорчения маньяк покончил самоубийством, так и оставшись неизвестным широкой публике.

И, наконец, похищения художественных ценностей у нас, в Армении. Об ограблении Разданского филиала Национальной картинной галереи говорить не будем — "ГА" писал о нем 7 апреля 2009г. Вспомним о других. Несколько лет назад из Национальной картинной галереи была похищена одна из работ Левитана. Спустя некоторое время ее случайно обнаружил искусствовед Шаэн Хачатрян на аукционе "Сотби". Из Лондона были посланы фотографии картины, документация, данные о ней. Был задействован Интерпол. Картину сняли с аукциона и возвратили в Национальную галерею Армении.

В истории галереи значится также похищение "Лунной ночи" Айвазовского — небольшой работы в красивой раме. Ее унес, спрятав под плащом, молодой человек. Представившись работникам музея любителем творчества Айвазовского, он в течение месяца посещал галерею, в частности, залы Айвазовского. Дело было в холодные годы, залы не отапливались. Воспользовавшись тем, что сотрудница музея на минуту отвернулась, преступник за считанные секунды сумел отрезать нити, на которых висела картина, и скрыться. Сотрудница сразу обнаружила пропажу, крикнула, чтобы охрана закрыла все двери. Но было уже поздно. Однако картину нашли довольно быстро. Она была торжественно возвращена музею сотрудниками внутренних дел, которые сказали, что работу нашли в Москве, на Арбате, в момент продажи… Вот только непонятно, каким образом картина оказалась в Москве, ведь сразу после ее похищения всем таможенным и пограничным пунктам было объявлено о пропаже…