Поистине революционное решение приняло наше правительство об ограничении проверок у малых хозяйствующих субъектов. Так, с 1 июня этого года до 1 января 2011 года все наделенные проверяющими функциями государственные организации, за исключением Комитета по госдоходам, не будут осуществлять проверки у тех хозяйствующих субъектов, оборот которых не превысил в 2008 году 70 млн драмов.
Исключения составляют предусмотренные уголовным законодательством случаи, а также при необходимости защиты прав личности, жизни и здоровья граждан, защиты государства и обеспечении его безопасности. Причем эти исключения необходимо мотивировать премьеру, который в случае одобрения выдает письменное разрешение для проверки. Проверка может состояться и в случае письменного заявления от самого хозсубъекта или при его ликвидации.
ПО СУТИ РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ФУНКЦИЙ 22 ОРГАНИЗАЦИЙ, в том числе все министерства, различные инспекции: транспортные, ветеринарные, пожарные, социальные, трудовые, авиационные, языковые, ядерной безопасности и прочие. Сгорел магазин из-за нарушений правил противопожарной безопасности — погибли люди, ресторан нарушил санитарные нормы — люди отравились, работодатель нарушает трудовые права сотрудников — все это и еще многое другое на полтора года выпадает из поля зрения государства. Правительство мотивирует свое решение тем, что в условиях кризиса эта мера принесет пользу отечественному малому и среднему предпринимателю. Конечно, принесет. Ведь все эти инспекции одна за другой треплют нервы и кошельки малому бизнесу. С другой стороны, государство тем самым подписалось под своим неумением налаживать эффективно работающие системы и структуры, напрямую занимающиеся здоровьем, безопасностью и качеством жизни граждан.
В самих этих инспекциях признаются, что у них были серьезные возражения по этому решению еще в ходе обсуждения его проекта. В нашем обществе возникает серьезная дыра в виде неконтролируемого никак, кроме как в фискальной сфере, целого пласта мелких торговцев и предоставляющих услуги организаций. Следствием этого может стать пожар в нарушающем противопожарное состояние магазинчике, из-за которого сгорело высотное здание со всеми его жителями. Но все дело в том, что и с проверками никаких гарантий исключения развития ситуаций не было. Системы не работали эффективно до 1 июня, не будут и до 1 января 2011 года. Как шумели рестораны после 11 часов вечера, так и будут, как нарушались языковые нормы, так и будут, как травили нас просроченными лекарствами, так и будут, как нарушались нормы госзаказа на медицинское обслуживание, так и будут, как нарушались санитарно-гигиенические нормы — так и будут нарушаться.
Кстати, не только нам не хватает политической воли и менеджмента в государственных структурах. В Грузии, оказывается, принято аналогичное решение — ограничить проверки аж до 2012 года.
НА ЭТОМ ФОНЕ РЕЗКО ВЫДЕЛЯЮТСЯ НАЛОГОВИКИ, которым оставили все их функции. Да еще и законом пытаются их расширить. Речь идет о введении института налогового представителя. Правительство в своем решении пошло парламенту на уступки. Так, круг потенциально подпадающих под законодательное нововведение хозсубъектов несколько сузился. Если в ранней редакции законопроекта ревизор приезжал в компанию при превышении годового оборота более 3 млрд драмов, то в новой — речь идет об обороте в 4 млрд. В 2008 году планку в 3 млрд превысили 17 компаний, а 4 млрд — 10. Поменяв 3 на 4, правительство вычеркнуло тем самым из списка 7 компаний, которые теперь могут вздохнуть свободно. Речь идет, к примеру, о таких отделавшихся легким испугом компаниях, как "Имекс груп" (сеть магазинов "Идеал", производство Litokol), импортер "Арсоил" (принадлежит Гургену Арсеняну), импортер сигарет "Аверс", грандхолдинговский "Интернэшнл Масис Табак" и другие. В золотую десятку, превысившую в прошлом году 4-миллиардную отметку, входят: "К-Телеком", "АрмРосгазпром", "АрменТел", ЗММК, "Алекс-Григ", CPS, "Флеш", "Армянская железная дорога", "Электрические сети Армении", СП "Гранд-Тобако".
Правда, есть и другие параметры, по обеспечении которых государство предлагает делегировать в компании налоговых представителей. Это превышение количества сотрудников за 500 человек, налоговые убытки два года подряд в размере 50 млн драмов и другие. Но в любом случае законопроект будет касаться не более двух десятков хозсубъектов. Хотя и крупных, у которых и возможности крупные — для шумихи, лоббинга.
Правда, необходимо оговориться, что при нынешнем уровне фискального администрирования государства, ответственности чиновников и "неуставных" отношений как государства, так и отдельно взятого чиновника с бизнесом трудно винить "крупных" в нежелании терпеть у себя под боком постороннего человека — представителя государства. В целом же на фоне ограничения проверок у малого и среднего бизнеса решение "поставить к стенке" крупный выглядит весьма популистским. Хотя парламент может и не принять окончательно этот популизм.