Выставка произведений Сони Матевосян в Музее народного творчества
На выставках народного творчества, на Вернисаже часто можно встретить изделия из натуральных продуктов: бобов, растений, сухих плодов. В тяжелые, голодные годы многие по-новому стали смотреть на обычные вещи и начали даже из костей и кожи животных, рыбьей чешуи и косточек, из всяких бесполезных отходов делать изделия, представляющие художественную ценность, сувениры, которые можно было продавать и таким образом выживать. Избитое выражение "красота спасет мир" можно было перефразировать в "красота спасет от нужды".
Недавно в Музее народного творчества прошла выставка Сони Матевосян, которая из высохших цветов делала причудливые композиции. Не на продажу. Домашнее хозяйство в деревне — а Соня была из Ахавнадзора — обеспечивало семью всем необходимым. Поэтому меня заинтересовали побудительные причины творчества этой чрезвычайно скромной и обаятельной деревенской женщины. В Соне я почувствовала некую силу, вероятно, это и была та сила, на которой держится не только семья, но и село, город, наконец, весь мир. Каким бы сильным ни был правитель, а мир может устоять все-таки благодаря таким простым сельским труженикам, как Соня. Они не похожи на других, поэтому часто остаются непонятыми. Главная их особенность — они труженицы по жизни. Их принцип: все для других.
Порой хочется удержать за руку того, кто навсегда покидает Армению, и задать нехитрый вопрос: "Постой, ты знаешь, куда держишь путь, но знаешь ли ты местность, которую зовешь Арменией? Что ты увидел здесь, кроме своего дома, супермаркета и площади Республики? Побывал хоть раз в каком-нибудь марзе, селе, деревне. Давай тебя на прощание свезу в Вайоц Дзор, в деревню Ахавнадзор близ Ехегнадзора. Дорога — всего 2 часа езды от Еревана".
Камо и Соня
Подобно тому как плоды на деревьях скрыты под листьями, так и жилища вписываются в рельеф живописной местности. Природа здесь так богата, что дома не вступают с ней в состязание. Слава богу, богатый человек не купит здесь дом, чтоб своим евроремонтом нарушить целостность пейзажа, а если кто-нибудь из местных, уехав в большой мир, разбогатеет там, то опять же не станет строить в родной деревне особняк, а воздвигнет церковь или часовню.
Итак, зеленые холмы, подпираемые красными отвесными скалами, поля… И вдруг, поражая своей чудесной неожиданностью, холм преображается в купол церквушки, возведенной как благодарение Богу за созданную его кистью красоту. Плавно расстилающиеся перед взором долины с аккуратными, каждому цвету отдельно отведенными участками цветов.
Одним из таких цветочков была и Соня, которую Камо Матевосян сорвал с цветочных полей деревни Шаки Сюникского марза и "пересадил" в свою деревню — Ахавнадзор. Сначала он ее увидел на фотографии, потом заговорил с ней по телефону и уж потом привел ее своей невестой в отчий дом. Невеста превращается в невестку, но свекровь, точнее, мать свекрови в восхищении предупреждает: »Река не каждый раз гату приносит» — мол, поблагодарим судьбу. Восхищение было вызвано не только привлекательностью девушки, а той сноровкой, которая сказывалась во всем, за что бы невестка ни бралась.
Город и деревня
Вспомним героиню Татьяны Дорониной из кинофильма "Три тополя на Плющихе": »Дом на мне»,- говорит она московскому таксисту. То же самое может сказать Соня, и в этих словах заключено все, что подразумевает деревенский быт со всеми вытекающими обстоятельствами: уход за скотиной, грядки, фруктовые деревья, дойка коровы, изготовление сыра, сметаны, мацуна, работа на винограднике, в советский период уборка овощей в совхозе,- это вне дома, а в самом доме уход за детьми и престарелыми, домашние дела, которым нет числа…
От жара тонира Соня выжгла все ресницы, от многолетней дойки коровы накачала себе крепкие мускулы. В городе новобрачные стремятся обустраиваться отдельно от родителей, не то что в деревне: молодая пара пополнила большую семью, все заботы о которой легли на хрупкие плечи Сони. Как она поспевала? Муж был с ней рядом — заботливый и понимающий, любящий и знающий цену своему счастью, которое именовалось Соней. С такой женой и трудные годы стали легко преодолимы. В приданом своей свекрови она нашла множество полотен, из которых стала шить рубашки, а в горах Соня собирала траву цнебек. Надо бы заглянуть в словарь…
Почему, например, местность эта называется Вайоц Дзор. Главное слово тут "вай". У меня появилась своя версия. Пройдитесь-ка по ущельям и берегу реки Арпа, как мы прошли, и, если вам повезет, вы увидите такое чудо, как нам довелось, — стаю бабочек неописуемой красоты, которые слетелись на водопой. "Вай" — это возглас удивления. А чудо-вода с растительным маслом, которая излечивает от недугов… А цветы немыслимой красоты! Да, в городе мы произносим слова, смысл которых постигаем только в деревне.
Цветы в помощь
Сказки тоже слагались в деревнях: чем больше в тебе доброты, тем больше встретишь ты насмешек и пренебрежения от обывателей. Как быть, как противостоять несправедливому отношению к себе? И Соня обращает взор к цветам.
Однажды они уже в самом буквальном смысле спасли ее от гибели. Именно так я восприняла случай, происшедший с ней много лет назад. Их было восемь человек в виллисе — семеро женщин, отправляющихся в горы собирать траву, и водитель. Машина, не осилив подъема, перевернулась и сорвалась в ущелье. Когда Соня очнулась от шока, подруги истекали кровью. В живых остались только две. Соню спасли цветы, ведь есть же кроме видимых форм природы еще и духи…
Именно с той поры, чтобы как-то преодолеть угнетенное состояние, Соня стала из высохших цветов делать причудливые композиции и сообщать им свои переживания. К бесчисленным трудам прибавился еще один, но это уже было нечто содержащее только художественную ценность. Кроме того что эта работа помогала найти выход скопившимся переживаниям, цветочные композиции уже нуждались в зрителе, и заботливый муж Камо предпринял выставку работ своей жены в Музее народного творчества в Ереване, где я и познакомилась с семьей Матевосянов.
В таланте корысть
В наш корыстный век, где за всем ищут выгоду и прибыль, некоторые из Сониного окружения по поводу выставки пожали плечами — мол, какая тебе польза от нее? Почему-то, говоря о богатстве, всегда имеют в виду материальное.
Спросите в Министерстве финансов, например, почему такая низкая зарплата у библиотекаря, и там пожмут плечами. А между тем библиотекарь сидит среди богатства, вращается в богатстве и, постоянно читая, богатеет. Самая большая польза — от бесполезности. Вот что пишет об этом горячо любимый мной К.Паустовский: "Человек останавливается, пораженный, перед такими вещами, которые не могут играть никакой роли в его жизни: перед отражениями, которые нельзя схватить, перед отвесными скалами, которые нельзя засеять, перед удивительным цветом неба".
В самом деле, кто может продать цвет неба? Даже художник, который на холсте передаст этот цвет, не сможет эту картину продать. Творить — это одно искусство, продавать — совсем другое. И, боже упаси, творцу заниматься продажей своего таланта. Но именно продавцов, бизнесменов от искусства нам сегодня очень и очень недостает. А между тем земля не перестает "из золотых жил своих", как сказал бы Чаренц, порождать таланты, особенно земля Момика и Паруйра Севака, именуемая Вайоц Дзором. Трое из них — дети Сони и Камо. Все трое обладают художественным даром. Старшая, Кристина Матевосян, наделена удивительным чувством стиля разных эпох, свойственных модельерам. Ее школьные рисунки выходят за рамки детских подражаний, они вполне самостоятельны и многообещающи, но: »Знаешь, что такое деревня, — сетует Соня, — дочь моя рано вышла замуж…» Понятно, что талант нужно развивать и шлифовать, теперь же Кристина моделирует и шьет одежду только для своей семьи, но уже ее четырехлетний сын начал рисовать раньше, чем говорить.
Сын Сони, Самвел, умеет делать скульптуры: его хачкар поставили во дворе новой часовни, воздвигнутой в Ахавнадзоре. Но дальше всех пойдет младшая дочь Сони Ануш, конечно, если ей удастся осуществить свою мечту и профессионально овладеть актерским мастерством и искусством дизайна.
"В конце концов, все мы оказываемся на сцене театра, именуемого жизнью, и каждый исполняет какую-нибудь роль. Почему бы не выбрать роль доброго и веселого персонажа вместо угрюмого и унылого",- так считает мастер цветочных композиций, мастерица на все руки Соня Матевосян.