Логотип

В ЕРЕВАНЕ

Тонкость письма, тщательная прорисовка деталей, любовно выписанные узоры орнаментов, каллиграфическая вязь, прославляющая знание и Аллаха,

Сразу же после официального визита в Армению президента Сирии Башара Асада в рамках Дней культуры Сирийской Арабской Республики в двух залах Национальной картинной галереи Армении открылись выставки, посвященные искусству Сирии. В основном это были миниатюры, живопись, фотографии и образцы прикладного искусства. Во время открытия выставки можно было познакомиться и с авторами ряда работ. Один из них — Низар МАХМУД, скульптор по специальности, профессионально занимающийся ковроткачеством, с удовольствием согласился ответить на наши вопросы.

— Что можно считать характерной особенностью художественного мышления художника, исповедующего ислам?

— Издревле не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или графического символа, было главным носителем религиозной идеи ислама. Мусульманина всю жизнь сопровождало священное слово, начертанное на входах-порталах и стенах зданий, написанное на переплетах и страницах рукописей, включенное в узоры на тканях, коврах, изделиях из керамики, стекла или металла, вплетенное в орнаменты на фонтанах и надгробиях… Это слово вмещало в себя мир духовных переживаний верующего, давало ему подлинное эстетическое наслаждение. Не было бы Корана – не было бы и ислама. Но дело в том, что Коран – это прежде всего высочайшая поэзия. И, как всякая поэзия, он полон метафор, определенной символики.

— Эти символы и знаки можно увидеть в каллиграфических работах, представленных в экспозиции…

— Каллиграфия, орнамент и воплощают представления о бесконечном многообразии и красоте сотворенного Аллахом мира. Это и есть основа художественного творчества мусульманина. Причем в калиграфии по сути преобладает не знак, а сам процесс означивания. Скорее это не столько знаки, сколько нити и оси, я бы сказал, арматуры мироустройства.

— Создается впечатление, что в арабской миниатюрной живописи-иллюстрации слово и изображение неразделимы…

— Они неразделимы и одновременно взаимовдохновляют друг друга. Это искусство посвященных, и миниатюры художников адекватны мыслям поэтов. Отсюда и условность стиля, отсюда — символика миниатюрной живописи, каноны и иконография, знаки которых доступны только избранным, остальные видят в них лишь внешнюю оболочку. Вообще же миниатюра отображает вселенскую связь между Богом и человеком, где мысль художника отрешена от материального мира и направлена в Космос. Только то, что существует в запредельном мире, — достойно изображения, но никакие слова или краски не в состоянии передать высшую мудрость Вечности. Изображение — лишь слабое отражение божественного мира, поэтому главная функция искусства — вызвать соответствующие ассоциации с помощью цвета и линий. Тонкость письма, тщательная прорисовка деталей, любовно выписанные узоры орнаментов, каллиграфическая вязь, прославляющая знание и Аллаха,- все это есть в миниатюре. Как святыня и драгоценность ценится и рукописная книга. Она — плод совместных усилий каллиграфа, орнаменталиста, миниатюриста и переплетчика.

— В зале галереи можно увидеть вытканные вами ковры. Чем они примечательны?

— Стремясь украсить свой быт, мусульманин всегда уделял особое внимание стенам и полу. Ковры, особенно ручной работы, – это особая культура в Сирии. Они требуют очень много времени. Так, на квадратный метр такого ковра приходится до миллиона маленьких узелков. Причем на ковер среднего размера уходит минимум полгода, а некоторые шедевры ткутся не один год. После того, как ковер соткан, его вымачивают в воде два месяца. Это своеобразная проверка на качество. Если рисунок не полиняет, краски не померкнут, а нитки не разойдутся — значит, ковер сработан на совесть. И с годами эти ковры не устаревают, они становятся ценнее. Если ковру до 23 лет, то он еще "молодой". Если от 23 до 50 лет — это ковер среднего возраста. 50-100-летние ковры старые, но еще не антикварные. И лишь ковер, который перевалил грань столетия, считается антикварным и является самым дорогим и ценным.

– Вопреки канонам Корана, художники-мусульмане не должны изображать людей. А на одной из представленных картин чуть ли не Богоматерь изображена…

— В отличие от христианства, ислам никогда не допускал возможности внешнего сходства Бога с человеком или каким-либо другим земным существом, поэтому изобразительное искусство оказалось исключенным из религиозной жизни мусульманина, оставаясь достоянием светской культуры. Хотя Коран напрямую не запрещал изображать людей и животных, тем не менее Мухаммад порицал подобные вещи. Фактически, придавая изображению реальную форму, человек тем самым как бы оспаривал у Бога его исключительное право на творчество, нарушая главнейшее положение ислама: "Нет Бога, кроме Аллаха…" Художник, не смея уподоблять свои изображения Божиим творениям, не стремился воспроизводить земную реальность. В данном случае портрет женщины с ребенком – это лишь проба пера, возможность приобщиться к мировым законам искусства. Нет здесь каких-то принципиальных противоречий и неприятия установленных в исламе догм. Это всего лишь попытка диалога в искусстве.

— Насколько современно представлено искусство ислама в Сирии?

— Говорить о современном искусстве ислама в нашей стране не приходится. Возможности художников ограничены отсутствием специальной и интеллектуальной подготовки. Речь может идти лишь о воспроизведении этнографических реалий или о нарочитой стилизации того, что сам художник почитает за принадлежность к культуре ислама. Но генетическую склонность к воспроизведению некоторых существенных образцов традиции духовного опыта все-таки можно проследить.

— В экспозиции есть работы, явно претендующие на авангардизм…

— Это очень популярное нынче сочетание национальных традиций, европейского импрессионизма и модерна. Основательно изучив традиции своей страны, художник сегодня имеет право отвлечься на модные нынче течения и создать свой, своеобычный микс, в котором сочетаются национальный декор с европейским импрессионизмом вкупе с модерном.