Логотип

ХОТЯ ВЕСНА ПРИХОДИТ НЕ С ОДНИМ ЦВЕТКОМ…

*Передачи на основе того, что называется национальной идеологией

*Телемусор нуждается в Китайской стене

*Язык армянского эфира – армянский

*Авторские сюжеты о наболевшем – наша фишка

Мы живем не в объективном мире людей и явлений, а своих представлений о них. И представления эти формирует телевидение – страшная сила в умелых руках. Классик утверждал, что когда-то труд сделал из обезьяны человека. Сегодня труд некоторых виртуозов телеэфира направлен на превращение человека в обезьяну. По недавней оценке специалистов, в невеселой панораме ТВ смутного времени обнаружился телепроизводитель, который идет другим путем. В наше размазанное по денежной купюре время основанные известной семьей бизнесменов Варданянов каналы "АР" и "Айреник" озабочены не тем, чтобы срубить капусту здесь и сейчас, а тем, чтобы лет эдак через N иметь в нашей стране вполне достойных представителей биовида homo sapiens.

Главный режиссер телеканала "АР" Манук АЙКАЗЯН – об "основополагающих принципах", взятых на вооружение каналом для достижения этой пусть утопической, но благородной цели.

В идеале телеканалы создаются не только для того, чтобы владея умами, делать на этом деньги. Какова основная концепция вашего канала?

— Самое первоочередное, что закладывалось семьей Варданянов в концепцию, идеологию канала "АР", было следующее: "Мы будем формировать реальный вкус и спрос на высококачественную духовную телепродукцию". Давать людям не то, что им сейчас хочется, так как сейчас большинству зрителей присуща тотальная бездуховность, а преподносить телезрителю истинные ценности, которые ныне, может, не так популярны. Не надо забывать, что телевидение имеет огромную роль в воспитании поколений и формировании шкалы ценностей. Семья Варданянов, основавшая этот канал, сказала – нет, мы не будем идти на поводу у сегодняшней аудитории, мы будем делать то, что считаем правильным, а зритель пусть смотрит и выбирает и в конце концов что-то хорошее в нем сформируется. Благодаря этому подходу мы сегодня единственный канал, который — если смотреть график роста рейтингов – за два года имеет только плюсовой график. И хотя это не суперцифры, не 20 процентов аудитории, как у некоторых, но большой прорыв очевиден. Люди захотели – люди сделали!

Естественно, наши приоритетные направления – это новости, культура, социальная сфера и т. д. Это передачи, сделанные на основе того, что называется национальной идеологией – по крайней мере в нашем представлении, так как такой концепции в нашей жизни не существует, но реально это национальное воспитание. Плюс культурные ценности, и не только наши, но и всего мира. Самое главное, что хозяева канала ведут эту линию, несмотря ни на что. Ну ведь всем понятно, что у них есть возможность вложить деньги и сделать целых десять рейтинговых сериалов! Но Варданяны говорят – нет, мы должны воспитать вкус, потребность в культуре, потребность в том, что соответствует высоким морально-эстетическим нормам, высокому сознанию.

Телемусор, которым усиленно питают наш народ, легко усваивается, но имеет катастрофические последствия: через время Х мы получим искалеченное, обезображенное поколение. Уже сегодня этому нужен даже не заслон, а Китайская стена. Мурацан, правда, считал, что весна не приходит с одним цветком … Так пусть другие тоже об этом подумают. Проблема-то серьезнейшая. Наш народ стоит перед лицом культурной катастрофы. С этим надо что-то делать. Мы, по крайней мере, пытаемся. И главное, что мы – это не кучка энтузиастов: за этим "мы" стоит целая структура, финансирование, думающие люди. С этим нам крупно повезло.

— У вас есть какие-то ударные передачи, на которые вы делаете ставку в этом контексте?

— Естественно. У нас есть линейка передач, которая начинается ежедневно в 22:50. Два раза в неделю "Дорога" — это проект в формате интервью, раз в неделю ток-шоу "Орран", затем еженедельный цикл фильмов "Наши великие" — историко-биографическая панорама, и в той же линейке передача "Город мастеров", которую смотрят с удовольствием. Кроме того, есть множество интереснейших и познавательных передач, об этом можно очень долго говорить. Скажу лишь, что в эфирной сетке АР — 19 проектов собственного производства, а это серьезная цифра.

— Часто приходится слышать от молодых, что у них есть интересные проекты, в частности о нашей истории, о Ереване, но телеканалы их и не рассматривают – "найдите спонсора, покупайте эфир и делайте, что хотите". Если человек пришел со светлой идеей, есть ли шанс, что у вас она найдет отклик?

-Я не знаю, насколько мы единичны в этом, но у нас нет ни одной передачи, которая создавалась под конкретный спонсорский пакет или закрылась за его отсутствием. Если передача важна для нас, важна для аудитории, для воспитания этой аудитории, значит, эта передача будет идти, несмотря ни на что. У нас, к примеру, есть программа "Арарман хорурд", которая достаточно серьезно анализирует произведения того или иного автора, художника, скульптора и т.д. Естественно, у этой программы по определению не может быть высокого рейтинга, но она продолжается, чтобы пускай всего тысяча человек почерпнула оттуда что-то большое, светлое, хорошее.

У нас масса людей, которые когда-то приходили со своими проектами, те же молодые — и эти проекты реализуются по сей день. Так что, если есть идея, созвучная нашей концепции, это всегда можно сделать. "Если у вас нет денег, то идите-ка вы, ребята, своей дорогой", — это порочная практика.

— Отсутствие патологического засилья рекламы на вашем канале – это недостаток спроса или наличие собственных денег позволяет не танцевать под дудку рекламодателя?

— Спрос есть. У нас есть такие рекламные лидеры, как Coca-Cola, VivaCell, Армбизнесбанк и т.д. Кстати, в Армении ситуация с рекламой складывается парадоксальная: в большинстве случаев ее ставят на канал, исходя не из каких-то объективных причин, а потому что вот это — кунак и сюда мы рекламу даем, а вот этот – нет, и тогда большой привет. У нас ситуация несколько иная. Наши клиенты смотрят – у вас такой-то рейтинг, такая-то цена – нас устраивает, и реклама будет работать. А то, что нет засилья – мы просто соблюдаем Закон о рекламе Республики Армения, который строго регламентирует количество блоков в час, количество рекламного времени.

— Детский телеканал "Айреник" вещает практически только на столицу. Между тем детям в регионах, где культурная пища сведена к обнулению, он необходим как воздух. Перспектива расширить вещание не рассматривается?

— Телеканал "Айреник" — уникальный проект Карена Варданяна. Канал благотворительный и полностью субсидируемый семьей Варданянов, канал, сеящий разумное, доброе, вечное. Канал для наших детей, и этим все сказано. Конечно, было бы отлично если бы дети всей республики смогли приобщиться к нему, и при переходе на цифровое телевидение что-то, возможно, изменится.

— А в ваших планах нет "сделать нам красиво" и запустить собственный сериал – самое любимое зрительское блюдо?

Слово "сериал", особенно армянский, настолько дискредитировало себя, что делать сегодня что-то в этом жанре достаточно трудно. Естественно, если мы возьмемся за такое дело, это будет совсем иной подход – без разборок, жаргона и пошлости. Недавно в одном из сериалов минут восемь тинейджеры делали самокрутки, затягивались "планом" — крупным планом и делились ощущениями. Это же стихийное бедствие! И у этого сериала огромный рейтинг! В каждом втором доме из телевизора идет пропаганда насилия, преступного образа жизни, наркомании, бездуховности!.. Мы может и возьмемся за сериал, но случится это только тогда, когда мы будем твердо уверены, что выпускаем продукцию, соответствующую определенным критериям.

— А насколько серьезно относятся к статусу редакторов? Потому что тот армянский язык, который обычно звучит в эфире…

— это не армянский. Ведь было время, когда стать телеведущим – это было что-то из области голубой мечты. Не мог этим заниматься человек с улицы, не имеющий элементарных представлений о родном языке, о дикции, о сценической речи, уже не говоря о знании того, о чем он в эфире вещает. У нас, если вы замечали, такого практически не происходит. Когда-то государство брало на себя определенные функции — например, контролировать, чтобы человек соответствовал выполняемой работе. Эфир – очень дорогая вещь, его нельзя превращать в помойку. Вспомните дикторов прошлых лет – Аида Саркисян, Нара Шлепчян,Сусанна Шагинян, Варужан Олкинян, Александр Саядян, Армен Амирян, Рузан Мелян – они говорили на безукоризненном армянском. А теперь объявлено, что ни в чем не должно быть цензуры. Хорошо! Но в армянском эфире надо говорить на армянском или нет?

— А каков ваш процент клиповой попсовости?

— Естественно, мы не можем стопроцентно "академизироваться" и отмежеваться от всего. Суммарно хронометраж клипов в день у нас не превышает 15-20 минут. Мы, наверное, единственный канал, который не берет денег у исполнителей, потому что сами хотим выбирать то, что будем показывать. И выбираем тщательно – это должна быть хорошая песня, профессиональный исполнитель, а не "звездный мусор". Карен Варданян непосредственно участвует в выборе клипов. Мы смотрим, обсуждаем, выбираем. Бывает – клип старый, но песня-то хорошая. И знаете, что самое приятное – люди смотрят.

— Телевидение – это информация. А наши информационные программы, как правило, отличаются друг от друга лишь прическами и цветом волос экранных див. У вас есть своя концепция подачи новостей?

— Что такое новость в Армении? Если это что-то стоящее, она не может быть эксклюзивной. Ее узнают все параллельно, а потом по телевизору уточняют, соответствует ли она информации сарафанного радио.. Мы все это осознаем, и у нас в новостях сделан акцент на авторские материалы. В каждом выпуске 2-3 авторских сюжета о наболевшем, о злободневном, в этом наша новостная фишка.

Конечно, негатив возбуждает. Но у компаний, которые занимаются подсчетом, в рейтингах есть не только пункт "смотрят — не смотрят", но и еще одно деление — хорошо это или плохо. Смотреть-то смотрят, но при этом нажимают кнопку "нет". Цифровое обозначение рейтинга не всегда адекватно. Низменные инстинкты под момент возобладают, но кому же не понравятся положительные эмоции? В Берлинском зоопарке у тигрицы родился белый тигренок – ну посмотрел ты такую информацию, выйдешь на улицу, ничего плохого же не сделаешь! По крайней мере первые пять минут.

— А техническая оснащенность канала соответствует громадью планов?

— Техника у нас на высоком уровне. Варданяны вложили серьезные деньги, построили это здание, соответствующее лучшим стандартам — российским, европейским, американским. У нас есть павильоны более чем на тысячу квадратных метров, классная аппаратура – словом, все что нужно. Варданяны заявляют: "У нас есть задача, цель, мы должны достигнуть этой цели и создаем для этого все условия". Повторяю, они взяли на себя груз, который, на мой взгляд, является грузом государственного значения. Люди занимаются воспитанием и просвещением поколения. Занимаются тем, чтобы через десять лет мы здесь не получили армию манкуртов – людей, лишенных чувства Отечества, родного языка, идеологии. Поверьте, это титаническая работа.