Логотип

«ДОРОЖНАЯ КАРТА» ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДИПЛОМАТИИ

Предлагаем межпартийное совещание по внешней политике в НС РА

Нет сомнения, что "парламентская дипломатия" как политический термин охватывает различные аспекты международной деятельности высшего представительного органа страны. Она связана с реализацией основных принципов международного права, выполнением международных обязательств, заключением и имплементацией международных договоренностей, продвижением в жизнь внешнеполитических инициатив государства и т.д.

У каждой страны СНГ своя история парламентской дипломатии, свой своеобразный паспорт презентации в международном сообществе. Каковы же основные черты этого феномена применительно к нашей стране?

Обзор практики международных отношений и контактов парламента Армении за 17-летний период его существования позволяет сделать неутешительный вывод. В РА не создана достаточно эффективная модель парламентской дипломатии, отвечающей высоким критериям профессионализма, системности, полифункциональности в условиях активных процессов международных и региональных отношений. При подготовке внешнеполитических решений МИД почти не взаимодействует с парламентом республики. И еще один принципиальный момент: внешнеполитические приоритеты страны почти не распространяются на область парламентской дипломатии. Парламентская дипломатия продолжает оставаться слабым звеном внешнеполитической работы.

Мы много говорим о необходимости улучшения образа Армении за рубежом. Для противодействия антиармянским кампаниям в иностранных СМИ, которые зачастую хорошо спланированы и, как правило, приурочены к каким-либо конкретным политическим акциям и инициативам международных структур (ПАСЕ, ПА ОБСЕ и др.), требуются столь же хорошо продуманные действия со стороны МИД и парламентских делегаций Армении. Однако не менее важно разъяснение парламентской внешней политики страны на внутреннем пространстве. Ведь многое остающееся без должного освещения или, хуже того, представляющееся в искажающем реалии свете – как провал и "сдача рубежей" — становится предметом внутриполитических спекуляций или инструментом "имиджевых кампаний" политиков. Основный причиной "пробуксовки" является катастрофически низкий уровень интеллектуальных ресурсов, обеспечивающих внешнеполитическую деятельность парламента страны. Очевидно, что парламентская внешняя политика Армении нуждается в серьезном упорядочивании.

Парламентские фракции творят собственную внешнюю политику, направленность которой нередко даже не параллельна, а и вовсе перпендикулярна основному политическому вектору, задаваемому президентом Сержем Саргсяном. А характер геополитических и геостратегических задач, стоящих перед Арменией, диктует необходимость целостного подхода к их решению.

Проведение курса, адекватного международной "среде обитания", должно быть центральной внешнеполитической задачей армянского парламента. Поэтому особенно важное значение обретает то обстоятельство, кто именно работает в комиссии Европейская интеграция, Постоянной комиссии по внешним сношениям и в составе парламентских национальных делегаций (кстати, до сих пор многие члены этих делегаций путаются в вопросах деятельности Европейского Союза и Совета Европы).

С другой стороны, категорически неприемлемо, когда член парламентской делегации, независимо от уровня профессионализма, в свой деятельности руководствуется интересами парламентской фракции, направившей его. Парламентская внешняя политика, внешняя политика вообще не могут быть предметом коалиционного или межпартийного торга. А ведь парламентская дипломатия Армении могла бы иметь особое практическое значение, став весьма существенным дополнением "большой" дипломатии нашей маленькой страны.

Четкость и ясность внешнеполитических подходов, системность и скоординированность действий, гибкость и авторитет позволили бы членам парламентских делегаций стать заметной политической силой и ответственным актором в решении многих актуальных проблем… На площадке ПАСЕ, традиционно сложной для Армении с момента вступления (2001г.) до сегодняшнего времени, так и не удалось выстроить систему информирования о внутренней и внешней политике РА.

Для нашей страны членство в Совете Европы – серьезная возможность доказать: вступление в совет 8 лет назад не было данью моде. Это наш стратегический выбор. Армению реально интересует та модель политического, экономического, социального устройства общества, которая в Старой Европе уже доказала свою жизнеспособность и нацелена на то, чтобы работать в интересах не правящих элит, но всего населения. Мы с большим уважением относимся к Совету Европы, но считаем, что в последнее время он стал превращаться в исключительно правозащитную организацию. Однако у СЕ значительно более широкая компетенция. Ведь в Уставе Совета Европы, который был принят в 1949г., написано, что целью организации является прежде всего содействие экономическому и социальному прогрессу ее членов. Эта формула во многом оказалась подзабытой. И было бы правильно напомнить руководству СЕ об этом…

В соответствии с Конституцией все главные внешнеполитические функции в Армении выполняет президент, и он же несет на своих плечах основную ответственность при принятии внешнеполитических решений. Другое дело – механизм выработки этих самых решений. Здесь, думается, абсолютный пробел. Некоторое время назад нами было предложено политическим партиям, имеющим свои фракции в Национальном Собрании, создать Межпартийное совещание по внешней политике. Целью совещания должно быть достижение "межпартийного консенсуса по актуальным внешнеполитическим проблемам Армении".

Сохраняя собственное представление о том, какой внешне- и внутриполитический курс наиболее соответствует национальным интересам Армении, представители парламентских партий должны исходить из того, что вопросы внешней политики не должны использоваться партиями в спекулятивных и конъюнктурных целях.

Одновременно совещание может стать местом, где можно генерировать такие подходы и импульсы для внешней политики, которые позволят противодействовать любым попыткам дальнейшего вмешательства во внутриполитическую борьбу в Армении внешних сил и их претензии на роль верховных арбитров в наших делах.