МАРШРУТ И ГРАФИК
Идея назвать нашу экспедицию именем Месропа Маштоца возникла вовсе не сейчас, когда готовились к кругосветному плаванию на "Армении". Тридцать с лишним лет назад я был командирован "Литературной газетой" в осажденный Ливан, а еще точнее – во фронтовой Бейрут, где впервые осознал величие духа и широту души Спюрка, на протяжении веков сохранившего язык, веру и традиции народа в первую голову благодаря священному и спасительному подвигу Месропа Маштоца. Через несколько лет я подготовил экспедицию, связанную с именем Маштоца.
ЭТО БЫЛА МНОГОМЕСЯЧНАЯ ПОЕЗДКА ПО АРМЯНСКИМ ОБЩИНАМ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ (США И КАНАДЫ). Тогда я написал книгу "Дорога", которая прежде была издана в Москве в издательстве "Советский писатель". Она начинается с рассказа о Месропе Маштоце. Вот что там написано: "И сегодня, отправляясь в длительную поездку по армянским колониям Северной Америки, я везу с собой чемодан книг для армянских детей. Об этом пока никто не знает. Об этом я поведал лишь Месропу Маштоцу. В холодный декабрьский день поехал в Аштарак. Миновав древний армянский город, повернул налево, поехал вдоль покрытых снегом огородов и виноградных садов, мимо памятника алфавиту, памятника о книге, добрался до легендарного Ошакана, ставшего местом паломничества для всех армян. Здесь могила Месропа Маштоца. Мне захотелось рассказать ему о предстоящем путешествии, о книгах армянских писателей, которые повезу армянским детям, как хотелось, внемля его призыву, "познать мудрость и наставление, постичь изречения разума"… Хотелось пройти по дорогам, ведущим к соотечественникам на чужбину. Понимаю, звучит противоестественно: соотечественник и чужбина. Однако ничего не поделаешь, такова историческая судьба народа. Судьба, которую предвидел еще Месроп Маштоц. И в дорогу эту я беру с собой образ Маштоца"…
…Четверть века я вынашивал мечту о том, чтобы пронести образ Маштоца вокруг света. Об этом говорят последние слова книги "Дорога": "И уже ловил себя на мысли, что думаю о новой дороге". А ведь самое примечательное то, что после этой фразы есть еще три заключительных слова — "Конец первой книги". Нетрудно догадаться, что второй книги тогда не могло быть, потому что "Дорога" вышла в 1988 году, когда прозвучал Карабахский набат. Вот почему сегодня так тревожно и даже ревностно отношусь к, казалось, естественной в своем роде проблеме "маршрута и графика".
С ОДНОЙ СТОРОНЫ, КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ должно нести некий профессиональный смысл, например, мы должны обогнуть мыс Горн, да еще с востока на запад, а с другой – мы должны в определенные сроки встречаться с членами так называемого сухопутного экипажа "Армении", которые ведут ответственную работу на местах. 0б этом мы много раз сообщали читателям. Не нарушать график – это значит, четко работать день и ночь на борту "Армении"; внимательно следить за материальной частью судна, за здоровьем экипажа. На продолжительных безостановочных переходах (20 и более дней) экономить электричество, учитывая, что генератор (движок) пожирает очень много горючего. И еще: отказаться от соблазна посещать экзотические места не только потому, что все равно все не охватишь, а потому, что график – это не самоцель. График – закон. Конечно, нельзя забывать и о дисциплине, без которой не будет слаженной сбалансированной работы графика и маршрута. В этом отношении во многом помогает нам огромный опыт, выработанный на "Киликии".
Надо добиться того, чтобы на местах члены "сухопутного экипажа" засняли на пленку все армянские памятники без исключения. Кстати, в книге "Дорога" я рассказал о канадском городке Сент-Катаринс, где некогда процветала жизнь большой армянской общины. Но вот прошелся по краю очередной экономический кризис — и он опустел. Небольшая цитата из книги: "Проезжая по улицам Сент-Катаринс, то и дело останавливаюсь у бывших армянских учреждений. Пустующая церковь. Пустующий клуб, купленный когда-то дашнакской партией". Вот так-то. Разойдется народ и не будет ни прихожан, ни членов партии. Разошелся народ, оставив после себя пустующую церковь, но мы-то не должны о ней забыть.
МЫ ОБЯЗАНЫ ПОМНИТЬ ЕЩЕ ОБ ОДНОМ ВАЖНОМ АСПЕКТЕ, СВЯЗАННОМ С "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ" ГРАФИКА И МАРШРУТА. Это – общие сроки кругосветки. Заранее ничего нельзя говорить, но планировать и рассчитывать любые сроки обязаны, не забывая, конечно, о том, что все в руках Божиих. Вот и рассчитали мы: "Один год плюс-минус …". Мы смиримся и с плюсом и особенно — с минусом. Но при одном условии: совершая кругосветку, выполнять все задачи, поставленные перед экспедицией "Месроп Маштоц".