Логотип

ДЛЯ КОГО ГЮМРИ — «БЕСКОНЕЧНЫЙ БАЗАР»?

В последние годы по вполне понятным причинам Гюмри стал сплошным базаром: идешь по тротуарам только по прямой, шаг вправо или влево — и можно задеть яблоки, картофель, пучки зелени, выложенные на лотках горками, пирамиду мячей у игрушечного магазина или споткнуться об ящик с использованными инструментами и запасными деталями…

За эти годы, естественно, городская полиция не раз пыталась очистить улицы от лотков, "загнать" лоточников в места, предназначенные для торговли, но все напрасно: внушительная армия торговцев после осады городской мэрии и марзпетарана и безуспешных переговоров вновь возвращалась к своим лоткам.

Единственный и главный аргумент: "Обеспечьте нас рабочими местами — и мы перестанем заниматься торговлей!" Спорить с этим не приходится, но справедливости ради надо сказать, что вакантными остаются и имеющиеся рабочие места. Несколько лет назад заводам "Камнерезмаш" и "Электробытприбор" понадобились токари, фрезеровщики, расточники и слесари. Откликнувшихся молодых людей определили учениками станочников и сборщиков, назначили им ежемесячную зарплату за ученичество в размере 40 тыс. драмов с перспективой получения 90 тыс. драмов и более. Для сравнения отметим, что средний ежемесячный доход лоточников составляет в лучшем случае 50 тыс. драмов. Тем не менее некоторые молодые люди отказались от работы через два месяца обучения, а остальные, довольно-таки успешно освоив рабочие профессии и получив квалификационные разряды, покинули Гюмри.

Специалисты в городе требуются, но уже высококвалифицированные и в ограниченном количестве: минули времена, когда на работу принимали любого, сегодня на вакансию могут рассчитывать профессионалы, а их с годами все меньше. Чтобы обеспечить безработных работой и прожиточным минимумом, необходимо, чтобы Гюмри был объявлен зоной наибольшего благоприятствования для бизнеса и в связи с этим были бы приняты соответствующие правительственные решения. Только в этом случае можно надеяться на серьезные инвестиции в Гюмри.

Вот уже две недели, как городская полиция систематически патрулирует на улицах города, вот уже несколько дней, как нет импровизированных лотков. И Гюмри вновь обретает свой прежний шарм. Мэрия добилась этого благодаря фиксированным и приемлемым ценам на квадратный метр торговой точки. Бесконечный гюмрийский базар, отметив 20-летие, прекратил свое существование.

В связи с этим вспомнилась выставка фотографа из Германии Гаральда Шлутиха, организованная в мае этого года в Доме-музее сестер Асламазян. Выставка в целом не имела успеха: в течение недели было всего несколько посетителей, людей не привлекло даже то, что работы сделаны мастерски, на хорошем профессиональном уровне.

О характере и направленности выставки можно судить по ее названию — "Кабул — Гюмри: бесконечный базар". Господин Шлутих свое видение Гюмри мотивировал тем, что бесконечный базар — это явление, присущее странам Востока, следовательно, с годами оно становится составной частью национальной культуры.

Несмотря на явное непонимание особенностей армянской культуры, ментальности и социально-экономической ситуации, сложившейся после землетрясения, никто из присутствующих — ни посол Германии в РА, ни представители организации "Гюмрийские друзья Германии", ни даже местные журналисты не осадили фотографа, не постарались вывести его из заблуждения. Более того, первые поддакивали оратору в знак согласия, а последние задали Г.Шлутиху дополнительные вопросы.

Автор этих строк заметил немецкому фотографу, что Гюмри, представший его взору сплошным базаром, — один из древнейших городов Армении и мира, что в нем с давних времен ценились народные ремесла, а в советские годы — рабочие профессии, так что базар для нас — это скорее всего вынужденное и временное отступление от национальных принципов. Чтобы понять, кто мы, необходимо осмотреть наши церкви, памятники национального зодчества, послушать музыку, прикоснуться к хачкарам, поговорить с гюмрийцами о городе и его людях.

Можно также узнать много интересных и поучительных историй, одна из которых имеет непосредственное отношение к Германии и немцам. После войны, лет 60 назад, немецкие военнопленные работали в Гюмри: их держали на голодном пайке, и гюмрийские женщины совали им в руки узелки со снедью, хотя самим тогда есть было нечего. Среди этих женщин немало было вдов и матерей погибших солдат. После землетрясения один из гюмрийцев, известный в городе как Хаши Корюн, уточнил фамилии захороненных в братских могилах и за счет общественных средств благоустроил кладбище немецких военнопленных. Правительство Германии наградило Корюна орденом "Красного Креста".

Поведав все это, я предложил фотографу из Германии запечатлеть на пленку Гюмри и гюмрийцев с иного ракурса — так будет честнее не только по отношению к городу и его жителям, но и в первую очередь по отношению к самому себе. Он отмолчался…

Можно, конечно, понять, почему представители общественных организаций, функционеры политических партий и "друзья" великих держав на встречах с зарубежными гостями так солидарны и любезны с ними: привычка к кормушке — великая сила. Труднее понять другое: почему собратья по перу на брифингах подбивают гостей на "откровения", порочащие нас, умаляющие наше национальное достоинство и ущемляющие национальные интересы?

Как ни парадоксально, но благодаря нашей национальной открытости миру, услужливости грантоедов и "друзей" зарубежных стран о нас и нашей стране, в отличие от нас самих, известно "абсолютно все" не только нашим стратегическим партнерам, но и потенциальным врагам. Не пора ли очнуться?