Логотип

СТЕНТИРОВАНИЕ: ЗА И ПРОТИВ

Атеросклероз коронарных сосудов — одна из самых распространенных (если не самая распространенная) причина смертности во всем мире. До последних 2-3 десятилетий лечение атеросклероза ограничивалось консервативными методами. С развитием кардиохирургии широко начало практиковаться аортокоронарное шунтирование (замена склеротированных сосудов новыми), появился и более щадящий (миниинвазивный) метод вмешательства — введение в суженый сосуд пружины без разреза грудины — стентирование. Однако в последнее время нередко приходится слышать от людей сомнения по поводу эффективности стентирования. Распространено мнение, что стентированный участок довольно быстро сужается, тромбируется и лучше сразу обращаться к хирургам. Имеют ли эти опасения под собой основу, эффективно ли стентирование? На эти и другие вопросы читателей "ГА" отвечает инвазивный кардиолог Нарине ГОДЖАБАШЯН.

— Вопрос о том, какой метод лучше, эффективнее — хирургический или инвазивный — в корне неправилен, потому что дело не в самом методе, а в лечении атеросклероза коронарных сосудов, и какой метод (лекарственный, миниинвазивный или хирургический) окажется более эффективным, может сказать только специалист исходя из каждого конкретного случая. Конечно, пациент может отказаться от выбора врача, но ни в коем случае не настаивать на своем мнении.

Что такое стентирование? Это мини-вмешательство в организм человека, при котором не производится ни разреза грудины, ни остановки сердца, ни генеральной анестезии. Инвазивный хирург через маленькое отверстие (толщиной в обычную иголку) вводит катетером к сердечным сосудам сжатую металлическую пружину и фиксирует ее на пораженном участке. Пружина раскрывается, расширяя суженый просвет. Этот метод замечателен тем, что уже через 48 часов пациент может дегоспитализироваться и вернуться к своей обычной жизни. Выбор между стентированием и шунтированием зависит от того, какие именно сосуды поражены, их количества и степени пораженности. И ни один врач — терапевт, хирург или инвазиенист — при решении вопроса лечения не будет тянуть одеяло на себя. Этот вопрос решается сообща. В каждом конкретном случае врач ставит вопрос: какими будут ближайшие и отдаленные результаты, и только исходя из этого они вместе с пациентом выбирают тот или иной метод лечения.

Атеросклероз коронарных сосудов — болезнь, имеющая продолжительный процесс. Если бы дело ограничивалось одним сосудом, может, и целесообразно было бы шунтировать его и этим решить вопрос. Но в процессе развития болезни могут быть поражены и другие сосуды, и каждый раз вскрывать грудину пока по крайней мере невозможно. И стентирование как раз является как бы мостом к более агрессивному вмешательству — шунтированию. И еще одно преимущество стентирования. Во время острого инфаркта, когда надо срочно спасать больного и такая травмирующая операция, как шунтирование, не показана, единственным быстрым и эффективным методом является миниинвазивное вмешательство.

— Когда в Армении начали производить стентирование?

— Как метод стентирование существует уже 30 лет. В Армении он был впервые внедрен в практику в 1996г. французами, которые приезжали к нам на неделю раз в год, ставили нуждающимся в медпомощи стенты и уезжали. Позже у нас были подготовлены свои кадры. И с 2000 года стентирование начали производить наши, кстати, очень хорошие специалисты. А вообще стентирование как метод получило очень широкое распространение по всему миру, в том числе и у нас. И если раньше в случае сужения 2-3 сосудов больного оперировали, то сейчас широко практикуется многососудное стентирование. У меня есть пациент с 8 стентами.

— В чем разница между стентом с покрытием и без покрытия?

— Сам стент, как я уже говорила, представляет собой металлическую пружину. 20-25% стентированных в 90-х годах пациентов на протяжении первых 6 месяцев вновь обращались к нам с жалобами. Выяснилось, что на месте стента возникал рестеноз. Но это сужение происходило не за счет развития атеросклеротического процесса, а было прямой реакцией организма на инородное тело. Но так как сам метод был очень хорош, ученые не отказались от него, а начали думать, как избежать нежелательных последствий. И выход был найден. На стенки стента наносят специальный препарат (покрытие), который в течение шести месяцев предохраняет сосуды от воспалительной реакции на инородное тело, приводящей к их сужению. В результате сейчас мы в году имеем всего лишь от 0 до 2% рестеноза. В Армении используются стенты с покрытием фирмы "Джонсон". Кстати, препарат, из которого делается покрытие, используют при трансплантации органов с целью предотвратить отторжение. После устанавливания стента пациент должен на протяжении 1,5 года принимать специальный препарат, разжижающий кровь и предотвращающий тромбообразование в стенте. И если точно следовать рекомендациям врача, стент прослужит 5-6 лет, а это весьма неплохой результат.

— А если миниинвазивный метод так хорош, почему пациенты, у которых есть выбор, предпочитают хирургическое вмешательство?

— Причин может быть много. И одна из них, мне кажется, финансовая. Стентирование, допустим, 4-5 сосудов обойдется пациенту дороже, чем их шунтирование. Дело в том, что стоимость одного стента (по мировым расценкам) составляет $2350. А мы завозим их из-за рубежа. Причем очень дорого стоит само покрытие. И даже в Америке и странах Европы, где существует медицинское страхование, оплачиваются только стенты без покрытия.

— Поговаривают, что со стентами проворачивают разные аферы. Например, врач уверяет, что поставит стент с покрытием, а на деле это оказывается пружина без покрытия.

— Врач никогда не позволит себе такого. Поверьте, ни одному врачу не хочется видеть своего больного повторно, с осложнением. А за его здоровье самую большую ответственность несет лечащий врач. И еще: во время стентирования пациент не спит. Упаковка вскрывается в его присутствии. Врач не может заменить стент, рестерилизовать его и снова использовать. Так что это разговоры, абсолютно не имеющие под собой основы.