Логотип

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Рубен Оганесович ОГАНЕСЯН — доцент кафедры урологии Ереванского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук, один из ведущих урологов нашей республики, заведующий отделением урологии взрослых в МЦ "Арабкир", хирург, который ежегодно стажируется в лучших университетских больницах Европы и США и с успехом применяет самые передовые технологии в ежедневной работе. Д-р Оганесян — потомственный врач, человек, для которого понятия "профессия" и "родина" не абстракция, а имеют под собой реальный физический субстрат.

Нижеприведенное письмо возникло в результате диалога между врачами, в котором один из них горько сетовал на то, что армянский народ теряет свою некогда богатейшую духовность, в результате чего перестал глубоко верить врачам и уважать их и в сердцах даже выразил готовность перестать называться врачом, лишь бы не быть точкой приложения для формирующегося отношения к нашей специальности и ее представителям.

ВЫГОДА ВРАЧА

Открытое письмо другу

Дорогой мой друг!

Хочу обратить твое внимание на то, что мы не имеем права отрицать непреложные истины, не принимать аргументы, которые являются аксиомами по своей сути. Врач — это человек, который окончил медицинский университет, имеет диплом, в котором написано, что он — врач, работает в специально созданном для лечения людей учреждении, любой хирург, в том числе ты и я, — врач: лечим со скальпелем в руках. Я думаю, что человек, который является врачом, не может, даже в дискуссии со своим другом, врачом, говорить, что он не врач. Только и только врач имеет законное, данное ему на самом высоком государственном уровне право использовать нож для совершения манипуляций с другим человеком.

Люди, которые не являются врачами — ни по каким параметрам, даже на бумаге, — позволяют себе самым бесстыдным образом обсуждать и критиковать медицину, врачей и даже, что самое неприемлемое, лечить. В армянском этносе неповиновение закону является одним из способов самоутверждения, признаком зрелости, реализованности, и люди в нашем обществе часто думают, что нарушение закона — святое дело каждого уважающего себя человека. То есть мне и тебе разрешено заниматься медициной, но у нас с тобой лицензии нет. Если так, то медициной может заняться любой, что многие и делают, не имея даже сестринского диплома. Есть врачи по бумажке, свадебные генералы, которые кичатся тем, что они, мол, врачи, хотя ни разу никому не подарили счастья выздоровления. И на этом фоне ты или я позволяем себе в дискуссии отказываться от того, что мы врачи! Согласись, этого права у нас с тобой нет. Если уж такие, как ты, наши друзья-коллеги — слава богу, этот список можно продолжить — не есть лучшие из врачей, то кто же тогда врач в нашей сегодняшней реальности?

Ты, наши друзья и многие наши коллеги — Врачи с большой буквы, потому что они генетически детерминированные врачи — по мужественности и по профессиональному призванию, по мышлению — клиническому и человеческому, по уровню культуры и по интеллигентности, по имеющейся в их руках возможности делать добро, по тому, как они изменяют этот мир, по тому, какой уникальный инструмент влияния на биологический и духовный мир другого, совершенно чужого человека вложил Бог в умы и руки, влияния на его судьбу, вернее, я бы сказал, направления его судьбы в русло, предначертанное Богом.

Но и это, по моему глубокому убеждению, не все и не самое главное про истинных врачей. Человек — крайне многокомпонентное существо, в котором духовность должна занимать главенствующее и цементирующее положение. Потому что не разум, а именно духовность — единственное, что отличает нас от всех остальных существ, а абсолютное доминирование бьющей через край духовности — единственное, что должно отличать нас, врачей, от всех остальных людей. Отказ, даже на словах, от безусловного превалирования духовности в наших мыслях, действиях и стремлениях чреват опустошением и потерей всех профессиональных и человеческих ценностей. Скрывать невозможно, да и бессмысленно — в наши дни мы иногда, к сожалению, становимся свидетелями именно этого явления, когда врачи, высморкав свою профессиональную духовность, затоптав свою честь и отдав свою врачебную совесть на растерзание сиюминутным мирским и биологическим потребностям и утехам, становятся просто людьми с улицы со скальпелями или таблетками в руках. И совершенно справедливо становятся мишенью для нечестивцев, кривотолков и критики, в том числе и самой грязной.

И на этом фоне именно такие люди, как ты, наши друзья, а также многие порядочные коллеги, являются теми предопределенными носителями метафизической составляющей человека и человечества, тем бесценным медицинским генофондом, с которым связаны надежды на возвращение истинно духовной и высокопрофессиональной медицины, в которой цели врача и пациента не отличаются ни на йоту.

Есть врачи, которые говорят — вот моя цена на конкретную операцию, не хотите — выбор за вами. Должен сказать, я совершенно не против этого. Более того, знаю многих врачей и в Армении, и за рубежом, которые говорят так же, как ты. И совершенно не обязательно, чтобы это был эстетический хирург. Например, доктор Питер Скардино — живая легенда из Нью-Йорка, заведующий клиникой урологии в онкологическом центре номер один в мире — Слоун-Кеттеринг, или профессор Урс Штудер — человек с мировым именем, легенда урологии из Университетской клиники г. Берна, где я провел два месяца. Последний имел частных больных со всего мира. И делал он не эстетические операции, а исключительно радикальные цистопростатэктомии по поводу рака мочевого пузыря, то есть спасал человеку жизнь. И тем не менее он этим больным говорил именно так, как ты говоришь: "Я делаю эту операцию за столько и все". Не хотите — у вас есть возможность оперироваться там, где вас устроит цена. Эти факты еще раз доказывают: врач — это человек, наделенный полномочиями говорить все, что считает необходимым и целесообразным в плане финансов и других парамедицинских вопросов, он может обсуждать любой вопрос, он может иметь любое, даже шокирующее простого смертного отношение к какому-либо вопросу этой сферы. Все зависит от контекста и профессионализма врача, однако такое обсуждение не имеет никакой связи с самой медициной. Операции оба эти врача делают, естественно, виртуозно, независимо от того, кто лежит на столе. Ты и сам прекрасно знаешь, что там, за границей, хирург часто даже не знает, кто лежит перед ним. И если подобный подход к финансовым вопросам будем считать критерием отсечки врача от неврача, то оба эти гиганта не могут считаться врачами. Естественно, это не так.

И наконец, почти все в этом мире (услуги особенно) имеет цену, а обеспечение здоровья — во-первых! Здоровье цены не имеет, оно бесценно. Мне трудно это утверждать однозначно, поскольку, уж если жизнь имеет цену, хотя бы ту, которую платят киллеру за его работу, то здоровью тоже можно придумать цену. Единственное, что можно привести в качестве довода, — это то, что здоровье так же ценно, как жизнь, потому что его за деньги не купишь… В конце концов, если кто-то вырос до того, что способен в такой области, как медицина, и в такой стране, как Армения, называть свою цену, то ему цены нет. Как профессионалу, тебе, дорогой мой друг, цены нет.

Если же посмотреть на все это с противоположного конца, то есть рассмотреть ситуацию, когда врач помогает страждущему бесплатно, то, согласно той же логике, он — не будем категоричны — по меньшей мере неумный человек. Поскольку завтра умрет с голоду. Я преднамеренно обостряю, чтобы между этими двумя крайностями возник ситуационный конфликт, который является одним из лучших способов познания истины. Итак, врач берет столько, сколько хочет, и врач ничего не берет. Анализируя данную ситуацию, приходишь к очевидному выводу: в любом случае он — человек, который спасает жизни и судьбы, пишет сызнова биографии, дарит чужим людям здоровье и жизнь. И делает он это насколько может хорошо, независимо от того, что он имеет с этого.

Есть еще один аспект этого вопроса, не менее важный, который мы просто обязаны обсудить. Согласно общеизвестному и неизменному до сих пор определению ВОЗ от 1948 г., здоровье "…есть состояние полного физического, психического и социального благосостояния, а не просто отсутствие болезни или недуга". Вероятно, главный компонент здесь никак не физический, а именно психический, поскольку он наиболее объемный из-за того, что является частью духовности и включает в себя волевые качества человека, его моральное здоровье, душевное равновесие. Я, однако, считаю, что это определение далеко не полное, поскольку не включает в себя такое глобальное и самое важное для человека понятие, как счастье.

Одним из твоих аргументов является следующее: я не лечу больных, я занимаюсь здоровыми людьми. Так вот, на фоне вышеуказанного определения хочу задать вопрос: "Больна или здорова женщина, которая хочет исправить горбинку на своем носу, не вызывающую каких-либо физиологических нарушений?" Физически она здорова, то есть недуга или болезни у нее нет. Однако, согласно вышеуказанному определению, она больна, потому что находится в состоянии постоянного душевного дискомфорта, и тем более у нее нет надлежащего социального благосостояния, потому что она считает, что из-за внешнего вида она никак не может выйти замуж, познать счастье материнства; следовательно, она нездорова и несчастлива. И эта женщина ложится под скальпель хирурга с единственной целью приобрести "…полное физическое, психическое и социальное благосостояние", о котором мечтала, то есть — здоровье.

Я не знаю ни одного здорового человека, который по собственной воле и за свои деньги лег бы под нож. И даже человек, который ложится на операционный стол с целью отдать одну из своих почек брату, вероятнее всего, не может считаться здоровым, хотя, как известно, орган можно забрать только у практически здорового человека. Более того, он предпочитает приобрести психическое и социальное здоровье, отдав взамен полное физическое. Так что важнее — физическое здоровье или психо-социальное?…

Попробую резюмировать сказанное. Ты, друг мой, — прекрасный человек и врач до мозга костей, однако ты более чем врач. Если я дарую только физическое здоровье, то ты даришь своим пациентам нечто такое, что спасет мир — ты им даришь красоту вместе со здоровьем. Более того, ты даришь красоту этому миру, после твоей очередной операции красоты на этой планете становится больше, чем ее было до. Ты — художник, который работает на холсте, важнее которого нет ничего на нашей планете, и имя ему — человеческое лицо, лицо, которое имеет даже луна. И не дай бог нам, врачам, потерять свое лицо, рискуя этим каждую минуту со скальпелем в руке, не дай бог потерять его как перед обществом, так и перед пациентом.

И наконец, кем же нам быть с тобой, если не врачами? Вспомни выражение советских времен, которое мы, к сожалению, забыли: "Врач — это звучит гордо". Как это верно! Кем больше, чем врачом, можно быть на этой планете? Будучи кем еще можно давать людям больше, делать больше добра, проявлять больше действенного сострадания, чем будучи врачом? Не знаю. По моему глубокому убеждению, наша профессия является одним из лучших достижений человеческой цивилизации, а ее представители, стоящие на страже единственного бесценного дара — здоровья, достойны самого лучшего, и именно у врачей должно учиться — культуре, манерам, добру, милосердию, галантности, терпимости, всепрощению. Армянский народ достоин лечиться у богатого, интеллигентного, одетого с иголочки и высокоразвитого врача, который может вылечить словом и у которого можно не только получить физическое здоровье, но и поучиться, беря пример с которого, можно поднять собственную человеческую планку — интеллигента, самодостаточного, добродетельного, культурного и образованного человека, законопослушного гражданина, истинного патриота своей нации.

В нашей сегодняшней реальности так легко и иногда даже соблазнительно опустить собственную планку, не напрягаться для подтягивания других, не утруждать себя заботой об их духовности, образованности и уровне культуры, и, что самое тревожное, в наше время часто выгодно держать свою планку близко к средненациональному уровню. А кому же тогда поднимать этот средненациональный уровень, иными словами — выводить нацию из трясины вседозволенности и духовной нищеты, необразованности и невежества, бескультурья и хамства, культа бестактности и неповиновения закону? Врачам, то есть в том числе и нам с тобой, уж точно, поскольку жизнь врача — непрестанное развитие и его единственной выгодой должно быть духовное и физическое здоровье нации.