Экономический кризис, разразившийся в Азии в 1997г., стал испытанием для стран региона, их народов, руководителей, правительственных структур, учреждений, экономики, проверкой социальной сплоченности населения. Масштаб кризиса и скорость, с которой он распространялся, были огромны. И страны Азии были вынуждены срочно разрабатывать способы выживания и пути преодоления кризиса.
СИНГАПУРСКИЙ СИНГАПУР, Т.Е. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ОСТРОВ
Сингапур не только успешно прошел испытание кризисом, но и извлек из него полезные уроки. В результате кризиса была реструктурирована экономика страны, повысилась ее конкурентоспособность, были снижены издержки ведения предпринимательской деятельности, укреплен и либерализован финансовый сектор. Все это сделало страну еще более подготовленной к тем кризисам, которые могут иметь место в будущем. Более того, кризисы использовались для проверки на прочность руководителей страны и позволили выяснить, как они будут действовать в стрессовой ситуации.
Постановка вопроса о необходимости углубленного изучения традиций, специфических методов и инструментов управления в Сингапуре вызывает практический интерес по многим причинам. Наиболее важное из них — весьма динамичное развитие этой страны на протяжении последних двух с половиной десятилетий, позволившее Сингапуру войти в десятку мировых хозяйственных лидеров. Достижения Сингапура связаны с тремя факторами роста, которые в своем сочетании определяют успех страны: переход к рыночным отношениям, эффективное государство плюс правильная экономическая политика, заключающаяся прежде всего в удержании на низком уровне инфляции, поддержка экспортноориентированных отраслей. Однако читатель может спросить: а что в этом рецепте особенного? Да, он весьма прост, и другим странам его применение не принесло ожидаемого чуда. Потому как дело не только в государственной стратегии, идеологии или экономической политике, что само по себе очень важно, но и в умелой, слаженной команде, способной привести управляемое судно именно туда, куда надо.
В отличие от Запада, в Сингапуре существует комплексное понятие "управление жизнью", или "разумное распоряжение жизнью", основанное на глубоком убеждении в том, что не только человеческие коллективы, но и отдельные люди являются управленцами собственных жизней и судеб. Поэтому менеджмент необходимо мыслить как форму и условие реального человеческого общения, взаимодействия, которые делают человеческие коллективы живыми и жизнеспособными. "Азиатские ценности" — это приоритет интересов общества в Сингапуре. Из заложенного в "азиатских ценностях" принципа компромисса (для достижения высшего общественного блага) логически вытекает и другой: терпимость к альтернативе, понимание, что для выживания и процветания страны можно поступиться всеми идеологиями и "измами", вместе взятыми.
Огромную роль в жизни Сингапура стало играть конфуцианство, которое превратилось в основную мировоззренческую систему и сцементировало политическое и культурное единство страны. Для любого сингапурского бизнесмена конфуцианская мораль и традиционная практика духовного совершенствования — понятия нераздельные и, более того, являются чуть ли не обязательным условием успеха в бизнесе. Одна из важнейших специфических особенностей социального устройства Сингапура и построения организационного механизма — положение об управляемой системе как о живом организме. Речь идет о единстве государства и народа, страны и правителя, где народ представляет собой тело живого организма, а правитель — его сердце, и если тело нездорово, то болит и сердце.
В отличие от Армении, где понятие блага чисто индивидуалистическое, в Сингапуре существует понятие блага как общественной ценности, и при создании бизнеса предпринимателями вполне осознанно в качестве целей ставится достижение благополучия не только семьи, рода, но и страны в целом. Понимание прибыли в качестве особого блага базируется на глубоком представлении граждан о понятии благополучия. В Сингапуре существуют три основных вида благополучия, к которым относятся здоровое долголетие человека, процветание семьи и социальный статус в обществе. Таким образом, цель бизнеса по-сингапурски может быть обозначена как прибыль, но не любым путем. И этими ограничителями как раз является ориентация на "азиатские ценности". Именно поэтому предпринимательская деятельность рассматривается в сингапурском обществе в качестве занятия достойного и социально полезного.
Официальная государственная идеология Сингапура оформилась в конце 70-х годов и ознаменовала собой начало следующего этапа в сознании сингапурской идентичности. Ее основным разработчиком стала сингапурская элита во главе с отцом-основателем современного Сингапура и главным идейным руководителем программы строительства "сингапурского Сингапура" (по аналогии с "малазийской Малайзией") великим премьер-министром Ли Куан Ю — человеком, добившимся в своем деле громадного, неоспоримого, невероятного успеха. Сколько глав существующих сейчас в мире примерно 250 государств может сказать о себе: я принял отсталую, бедную, полную проблем страну и превратил ее в экономическое чудо, сделал богатыми и счастливыми миллионы своих соотечественников (площадь Сингапура всего 647,5 кв. км, население — 3,2 млн). Он может. В своих действиях Ли всегда использовал глубокий системный подход. В качестве иллюстрации можно привести высказывание, которое он часто повторяет, когда речь заходит о производительности труда. Оно принадлежит древнему китайскому правителю Гуанцзи: "Когда взращиваешь урожай на один год, лучше всего взрастить зерно. Когда взращиваешь урожай на 10 лет, лучше всего взрастить дерево. Когда взращиваешь на всю жизнь, лучше всего взрастить человека". Таким образом, Ли подчеркивает важность воспитания, образования и творческого мышления.
С целью формирования сингапурской идентичности Ли Куан Ю использовал имеющиеся в его арсенале средства, стремясь направить сознание каждого индивида в русло новых ценностей, среди которых едва ли не центральным оказывался "государственный национализм". Он же патриотизм. В ходе практического осуществления этой политики велась и ведется многовекторная пропаганда самобытности Сингапура. Информационные институты, модернизированная система образования — это важнейшие компоненты стратегии сингапурских властей по реализации планов организационной, направляемой социализации и политической мобилизации масс. Политика молодого поколения лидеров во главе со вторым (после Ли Куан Ю) премьер-министром Го Чон Тонгом сохранила очевидную преемственность идей и взглядов Ли Куан Ю.
В целом за прошедшие десятилетия в результате целенаправленной государственной политики была заложена прочная институциональная инфраструктура для создания "сингапурского Сингапура". Учитывая тенденции мирового развития в XXI веке, когда основой прогресса будет в первую очередь обладание интеллектуальными, а не материальными ресурсами, правительство Сингапура провозгласило курс на превращение страны в "интеллектуальный остров" и по форме, и по духу. Начатая в 1992 году и рассчитанная на 15 лет программа ИТ-2000 (информационные технологии-2000) фактически уже к началу 2000 года превратила Сингапур в "интеллектуальный остров", по крайней мере в некоторых ключевых областях. В 2000 году почти 98% домов в стране могли быть подключены к сети "Сингапур-один". Эта государственная интерактивная мультимедийная информационная сеть, доступная всем и повсюду, предоставляет возможность активно работать в "интеллектуальной среде".
Как и многие фундаментальные социальные и экономические изменения, переход в век информатики и высоких технологий требует трансформации мировоззрения, психологии людей. Новая экономическая среда представляет высокие требования к подготовке квалифицированных кадров, к системе образования в целом как главному механизму активизации масс. Главный лозунг осуществляемой в системе образования программы ИТ — "Творческая школа, обучающаяся нация". Сингапур все больше становится страной, принимающей на себя своего рода роль межцивилизованного центра, где существуют и взаимодействуют системы ценностей Запада и Востока. "Сингапурцами меня и вас делает коллективная память о нашем прошлом и принадлежность нашему общему будущему, — сказал в одном из выступлений Ли Куан Ю. — Эта эмоциональная связь и есть сингапурское самосознание".
Резюмируя, необходимо отметить, что чрезвычайно поучительным представляется сингапурский опыт сохранения и творческого развития национальных мировоззренческих и управленческих принципов, их комплексного использования в деле обеспечения социально-политической стабильности, развития государства и базиса, взаимодействия с внешним миром, методологии и практики совмещения собственных цивилизованных ориентиров с широкомасштабным заимствованием зарубежного опыта.
У автора этих строк больше всего вызывает уважение в бывшем премьер-министре, в отце экономического чуда Сингапура Ли Куан Ю отсутствие страха перед "социальной инженерией", т.е. перед необходимостью каждодневно подталкивать свой народ к совершенствованию не только экономики, но и национального характера. Или словами самого Ли Куан Ю: "Оглядываясь на свои годы на посту премьер-министра, я считаю, что самым крупным из моих достижений было то, что я сосредоточил внимание всей нации на ее будущем. До того не существовало действительно долгосрочных планов или задач. Люди просто жили день за днем".