Неразвитость инфраструктур является одной из проблем развития информационных технологий в Армении. Об этом на днях в очередной раз заявил премьер-министр Тигран Саркисян. Со своей стороны добавим, что неразвитость инфраструктур тормозит развитие не только сферы ИТ, но практически и все социально-экономические стороны жизнедеятельности нашего общества.
В случае сферы ИТ, говоря об инфраструктуре, в первую очередь подразумеваем доступный интернет, т.е. предоставляемую повсеместно и по ценам, соответствующим доходам населения, связь. Отец сингапурского экономического чуда Ли Кван Ю на недавней конференции в Ереване по этому поводу был немногословен: "Если вы хотите быть конкурентоспособными, проведите повсюду кабели, приобщите последнего крестьянина к интернету — и жизнь изменится…" Эта простая истина, которую мир принял, а особо последовательные государства осуществили, не вызывает сомнений и в Армении. Другое дело – дело!
Последствия монопольного прошлого компании "АрменТел" мы продолжаем преодолевать по сей день. Некогда единоличный поставщик связи в стране сегодня лишен монополии, сменил собственника и методы работы. Однако за годы монопольного владычества "АрменТел", вместо того чтобы бежать вперед для того, чтобы остаться на месте, стоял как вкопанный, чем и обусловил наше прогрессирующее отставание. После "раскулачивания" греческой "АрменТел", проведенного в рамках программ TRACECA, единственный альтернативный, но бездействующий оптико-волоконный кабель ушел в частные руки – компании FiberNet Communications. Последняя, по некоторым данным, принадлежит экс-министру транспорта и связи Адранику Манукяну, который нашел деятельное применение кабелю на голодном монопольном рынке внешнего доступа интернета.
Наличие двух участников рынка обусловило некоторые конкурентные корректировки – цены двинулись вниз. Как, к примеру, после появления VivaCell на рынке мобильной связи. После упразднения монополии "АрменТел" стоимость интернета понизилась в четыре раза, однако он все же остается в 100 раз дороже интернет-связи в США. Проигрываем мы и нашим соседям по региону. Согласно докладу, подготовленному армянским офисом Академии развития образования, USAID и Комиссией по регулированию общественных услуг Армении, у нас интернетом пользуются 5,8% населения, в Азербайджане – 12,7%, в Грузии – 9%, в Иране – 35%, а в Турции – 37%. Ежемесячная плата за безлимитный интернет со скоростью в 1 мегабит в секунду по технологии ADSL составляет в Армении $80, в Грузии — $10, в Азербайджане — $40, а в Турции — $28. Цифры, конечно, отрезвляют.
Жалобы розничных поставщиков интернет-связи на дороговизну, на то, что приобретаемая ими у "АрменТел" связь буквально драгоценная, гендиректор компании Игорь Климко отметает, утверждая, что "АрменТел", в отличие от операторов других стран, тратит "немалые средства на доведение международного интернета от границ Армении до конечного потребителя — провайдера". Те же немалые средства тратит и конкурент компании "АрменТел" – FiberNet. Тем не менее последняя заявила о снижении оптовых цен с 1 октября в диапазоне от 12 до 30%.
До снижения цен "конкуренты" делили рынок примерно поровну. Слово "конкурент" мы написали в кавычках не случайно. Два игрока на рынке — означают доминирующую позицию обоих, в связи с чем обе компании оказались в фокусе внимания Комиссии по антимонопольной политике. Любопытно, что именно после признания комиссией этих компаний доминирующими на рынке, одна из них заявила о резком снижении цен.
Нервозности компаниям "АрменТел" и FiberNet добавило вхождение на рынок третьего оператора – GNС Alfa, который возглавляет бывший топ-менеджер "АрменТел" Айк Фарамазян. Взращенный греками грамотный менеджер не только знаком с ситуацией изнутри, но и предметно информирован о реальном положении дел в "АрменТел" и в новосозданной FiberNet. Да и культура ведения бизнеса обращает на себя внимание: еще толком не приступив к предоставлению услуг, компания заказывает аудит у компании "Америя", выставляет на сайте карту будущей сети. Учитывая также агрессивное вхождение на рынок, отсутствие проблем с финансированием и получением прав на прокладку кабелей (в южную сторону – вдоль газопровода Иран-Армения), можно с уверенностью предположить, что собственник (инвестор) компании имеет все возможности для беспроблемного претворения в жизнь своих бизнес-планов. GNС Alfa уже подключилась к иранскому направлению глобальной сети и приступила к строительству линии в сторону Грузии. Последнее – основное направление интернет-трафика Армении. Оно будет введено в эксплуатацию в 2010-2011гг., что в очередной раз скорректирует ценовую политику уже трех операторов. На это обстоятельство обращает внимание и премьер-министр: "В этой сфере у нас реализуются инвестиционные программы, позволяющие в ближайшие годы преломить ситуацию".
На третьем этапе – в 2011 году – GNС Alfa намерена построить ответвления от основных магистралей до крупных городов страны. Этот принципиальный момент даст возможность для развития услуг и потребления в регионах. В настоящее время регионы используют лишь 20% потребляемого Арменией трафика. Это обусловлено не только низкой платежеспособностью регионов, но и крайне низкой степенью развитости инфраструктур за пределами столицы, в особенности в отдаленных марзах.
К сожалению, бежать, чтобы оставаться на месте, мы начинаем лишь сегодня. А сейчас мы находимся далеко позади всех тех, кто в свое время бежал вдвое быстрее и вырвался вперед. Надеяться ли на перспективу или критиковать реалии? Одно другому не противоречит. Однозначно одно: эту перспективу реализованной мы должны были иметь уже сегодня. Тем более что о приоритете для государства развития сферы ИТ чиновники не перестают разглагольствовать уже 7-8 лет.