Логотип

ПОКАЗАТЕЛИ ПРОТИВ ЖИЗНИ

Офицеры полиции обвиняются в злоупотреблении служебными полномочиями

Читатели "ГА", наверное, помнят вопиющую в своей нелепой жестокости историю, произошедшую в Гюмри 15 апреля сего года. В этот день в центре города четверо парней жестоко избили 10-классника одной из школ — Тиграна Тадевосяна. Так жестоко, что через 11 дней он скончался, не приходя в сознание. Поводом послужила фраза "да пошла ты", якобы переданная им через интернет знакомой девочке, которая, оскорбившись, возможно, невольно спровоцировала мужскую разборку, стоившую Тиграну жизни. "ГА" информировал читателей об этом чудовищном инциденте и о последующих событиях. Сегодня, возвращаясь к этой истории, мы сосредоточимся на одном из ее элементов, связанных с деятельностью правоохранительных органов. Представим ситуацию в соответствии с материалами следствия, проводимого Особой следственной службой РА.

ОБВИНЯЕМЫХ В ДЕЛЕ ДВОЕ: Ашот Тапалцян, подполковник полиции, начальник первого отдела полиции Гюмри, и старший инспектор того же отдела Симон Саргсян. 15 апреля 2009 года около 17 часов Ашот Тадевосян получил информацию от старшего инспектора Корюна Мартиросяна и оперуполномоченного Артема Асатряна о том, что из находящегося неподалеку салона красоты "Лилия" в отдел доставлен 17-летний Тигран Тадевосян. Подполковник побеседовал  с парнем в своем кабинете. Внешний вид Тиграна не вызывал сомнений: к нему было применено насилие —  на  лице, голове и теле были очевидны многочисленные  повреждения, одежда испачкана. Но, несмотря  на все это, начальник отдела не стал фиксировать факт преступления соответствующим образом, использовав таким образом "служебное положение против интересов службы". Он  не поручил немедленно проверить обстоятельства произошедшего, а просто отправил потерпевшего вместе с родственниками домой, приняв за основу устное утверждение Тиграна, что эти повреждения он якобы получил в результате падения. Во время следствия Тапалцян заявит, что поступил так в первую очередь не желая портить показатели раскрываемости преступлений в своем отделе.

В  ходе расследования уголовного дела, возбужденного уже после смерти Тиграна, были установлены имена парней, избивших его до смерти. Это гюмрийцы Самвел Саркисян, Валерий Абрамян, Сергей Мхитарян и Эдгар Назарян. Причиной избиения, как уже отмечалось, стала жалоба их знакомой Лиды Едигарян на то, что Тигран посредством интернета нанес ей оскорбление. На Тиграна напали вчетвером на улице П.Севака и начали избивать. Когда он, вырвавшись, побежал от них, бросились вдогонку. Перед салоном красоты его настигли, повалили на землю и продолжили избиение, нанося удары ногами по голове. Лишь доведя жертву до бессознательного состояния, преступники разбежались. Тигран получил черепно-мозговую травму и  вечером 26 апреля скончался в ереванском  Институте  хирургии имени Микаеляна. Многочисленные раны и кровоподтеки на лице и теле молодого человека, заметные даже невооруженным глазом, были незамедлительно зафиксированы врачами, а в дальнейшем — судебно-медицинскими экспертами.

В ЭТОЙ СВЯЗИ ОТМЕТИМ,  ЧТО, СОГЛАСНО ПОКАЗАНИЯМ  СОТРУДНИКОВ ГЮМРИЙСКОГО ОТДЕЛА ПОЛИЦИИ, они, проходя мимо салона красоты, обратили внимание на собравшихся людей и выяснили, что молодой парень потерял сознание  на улице, упал и его перенесли в салон. Полицейские доставили пришедшего в сознание Т.Тадевосяна в участок, вызвали "скорую помощь". На расспросы представителей правопорядка Тигран отвечал, что потерял сознание от голода, продолжал это утверждать и в присутствии прибывших родственников. Но "телесные повреждения" были очевидны, а прибывшая на "скорой" медсестра отметила, что у парня вывихнуто плечо. По утверждению Ашота Тапалцяна, одной из причин, по которой он  не зафиксировал случай в соответствующем журнале, является то, что сотрудники "скорой помощи" заверили его, что повреждения, причиненные Тиграну, неопасны…

Однако после ухода из отдела полиции состояние здоровья избитого парня резко ухудшилось. Родственники перевезли его в гюмрийскую больницу. И сразу после установления диагноза директор больницы Геворг Хумарян позвонил Ашоту Тапалцяну и сообщил о поступлении потерпевшего в тяжелом состоянии. Но  это сообщение также не было оформлено и не повлекло за собой каких-либо действий со стороны полиции. Тапалцян сильно разнервничался лишь узнав, что из-за резкого ухудшения состояния здоровья Тиграна отправили в Ереван, а сотрудники отдела полиции общин Канакер-Зейтун К.Мурадян и Самвел Маргарян готовят по факту материалы. Желая замести следы, он приказал зафиксировать происшествие задним числом в журнал  дежурного инспектора. Затем,  в ночь на 17 апреля, он по телефону связался с ереванскими коллегами и попросил  уничтожить протокол с объяснениями, взятыми у матери потерпевшего, и составить новый,  в котором не был бы отражен тот факт, что после происшествия парня доставили в отдел полиции Гюмри.

С ТОЙ ЖЕ ЦЕЛЬЮ А.ТАПАЛЦЯН ПРИКАЗАЛ СТАРШЕМУ ИНСПЕКТОРУ СИМОНУ САРГСЯНУ совершить фальсификацию. В частности, устранить из соответствующего журнала тот факт, что из гюмрийской больницы в полицию поступило сообщение об избитом пациенте. Все это — на фоне полного служебного бездействия по выявлению обстоятельств дела в установленном законом порядке и сроках. Не была проведена работа по выявлению свидетелей, осмотру места происшествия. Одежда потерпевшего не была конфискована для проведения соответствующих экспертиз. В течение трех дней, когда потерпевший еще был в сознании и мог давать показания, С.Саргсян не опросил его, не сделав ровным счетом ничего для раскрытия преступления, хотя это было вполне реально. В результате бездействия полицейских виновных в смерти Тиграна не арестовали. Это дало возможность троим из них избежать наказания: узнав о смерти парня, они ударились в бега и местонахождение их до сих пор не установлено.

А.Тапалцян и С.Саргсян обвиняются по статье 308 УК РА в злоупотреблении служебными полномочиями. А.Тапалцян себя виновным по предъявленному обвинению не признал. Свое преступное бездействие объяснил тем, что поверил потерпевшему, в его версию о падении. В  противном случае он, мол, все зарегистрировал бы и обязательно раскрыл преступление.

Уголовное дело против офицеров полиции подсудно суду общей юрисдикции Ширакского марза.