Неутешительное положение в главном очаге национальной музыкальной культуры – Национальном академическом театре оперы и балета им. Спендиарова, являющимся первым большим музыкальным театром общенационального масштаба, давно беспокоит музыкальную общественность. Он в первую очередь призван исполнять и пропагандировать национальную музыкальную классику и лучшие сценические произведения современных армянских композиторов. Разумеется, в театре на достойном уровне должен быть представлен и мировой оперный, и балетный репертуар, демонстрирующий его профессиональный класс.
Затяжной кризис, который длится уже более 20 лет, неверная кадровая политика привели к тому, что считавшийся одним из лучших в СССР театр, в котором не раз осуществлялись постановки, идущие только в Ереване, такие как "Тангейзер" Вагнера, "Дон Жуан" Моцарта, "Царь Эдип" Стравинского, "Консул" Менотти, "Вестсайдская история" Бернстайна, не говоря уже о богатом репертуаре, включающем 26 наименований мировой и национальной классики, тесно сотрудничавший с ведущими современными армянскими композиторами и постоянно осуществлявший их премьеры одна лучше другой, постепенно скатился на обочину музыкальной жизни, далекую от современных художественных требований и высоких критериев искусства.
К сожалению, армянские премьеры последних лет не внесли каких-либо изменений в затхлую и провинциальную атмосферу и стиль руководства театра. Постановка оперы А.Тертеряна "Землетрясение", которая в 2003 году с успехом была поставлена в Мюнхене и получила общеевропейский резонанс, удостоившись престижной международной театральной премии им. Вольфа Эккерманна, на ереванской сцене была осуществлена на уровне школьной самодеятельности, поручена безвестному Г.Иваняну, не имеющему никакого опыта работы в области оперной режиссуры. При этом была упущена реальная возможность привлечь к постановке "Землетрясения" выдающегося режиссера современности Роберта Стуруа, который, несомненно, сумел бы создать спектакль, достойный художественного уровня музыки Тертеряна…
Тем не менее, казалось, лед тронулся. Театр, наконец, повернулся лицом к национальной музыке. Для постановки "Спартака" А.Хачатуряна был приглашен прославленный хореограф Юрий Григорович, были потрачены немалые деньги. "Вот, наконец, та качественная, давно ожидаемая подвижка в репертуарной политике театра!" — подумали воодушевленные успехом меломаны и музыканты. Однако последние постановки опер "Ануш", "Давид Бек" А.Тиграняна (режиссер-постановщик Гегам Григорян) и "Алмаст" А.Спендиарова дают повод для беспокойства и серьезных размышлений.
Для постановки "Алмаст" был приглашен достаточно известный в России режиссер Пермского оперного театра Георгий Исаакян, однако столь ожидаемая премьера, которая была приурочена к 140-летию Ованеса Туманяна, повергла всех в недоумение, разочаровав невзрачной, стилистически неубедительной сценографией (художник В.Окунев), неуместным натурализмом несуразными и шокирующими, режиссерскими "находками", не имеющими отношения ни к Туманяну, ни к Спендиарову.
Неудовлетворительная кадровая политика в области музыкального искусства привела к тому, что по-настоящему талантливые композиторы и исполнители, полные сил, энергии, идей и планов, способные вывести театр из затяжного кризиса, остаются невостребованными у себя на Родине. Так, бесцветно прошло в оперном театре празднование 1700-летия принятия христианства в качестве государственной религии в Армении, к которому в театре была поставлена второстепенная во всех отношениях опера Вивальди "Тигран", не имеющая никакого отношения к этой дате, в то время как это был прекрасный повод для постановки оперы "Шушаник" Ерванда Ерканяна, в свое время принятой к постановке, но не осуществленной в силу ряда причин, о которых нам приходилось писать в открытом письме тогдашнему министру культуры Р.Шарояну и опубликованном в "ГА" в 2001г. И еще: к 90-летию Геноцида армян в Османской империи была завершена опера Ваграма Бабаяна "40 дней Муса дага" по одноименному роману Ф.Верфеля. Опять пропуск… Не многовато ли? И что бы это значило?
А значит это одно, что пора привлечь к работе в театре имеющих творческий потенциал и опыт широко мыслящих музыкантов, композиторов и незаурядного дирижера, обладающего всеми необходимыми качествами оперного маэстро — личность "центростремительную" и способную объединить вокруг себя лучшие исполнительские силы республики, способную в корне изменить стиль работы художественного руководства и администрирования в театре. Только так удастся в скором времени вывести Национальный оперный театр из кризиса, совершить качественный скачок в репертуарной политике, обогатив репертуар как шедеврами мировой оперной классики, так и новыми оперными и балетными спектаклями современных армянских композиторов. И не надо в качестве "весомых аргументов" ссылаться на финансовый кризис. Все зависит от того, кто стоит во главе оперного театра, — от таланта, умений и знаний личности руководителя.
Мы далеки от мысли, что руководство Министерства культуры не владеет ситуацией в оперном театре. Во всяком случае усилия последнего периода говорят об обратном. Разумеется, армянские классические оперы "Ануш", "Давид Бек", "Аршак Второй" и "Алмаст" должны быть в постоянном репертуаре театра. Но наряду с ними должны ставиться оперы и балеты современнных армянских композиторов. По-прежнему дожидаются постановки оперы Е.Ерканяна "Шушаник" и "Кесарь" по драме Л.Шанта, "40 дней Муса дага" В. Бабаяна и "Св. Григорий Просветитель" Э.Садояна (осуществлено лишь концертное исполнение последней), не говоря о ряде балетов, среди которых, несомненно, есть достойные постановки сочинения.
Не пора ли направить благие намерения и государственные деньги в нужное русло, не растрачивая и без того скудные госдотации на очередную, как показывает практика, провальную постановку опер "Ануш", "Давид Бека" или "Алмаст"? Неужели невозможно с минимальными затратами восстановить успешные постановки прошлых лет, сохранить наследие армянских режиссеров и художников, работавших в музыкальном театре? Речь идет о хрестоматийном спектакле "Аршак Второй" Армена Гулакяна, а также "Ануш" Вардана Аджемяна, "Пиковой даме" и "Огненном кольце" Ваагна Багратуни, "Полиевкте" Тиграна Левоняна. Об этом справедливо писала в "ГА" 3 сентября сего года С.Мелоян в статье "Непринятое наследство". Как можно было не воспользоваться готовыми в музыкальном отношении операми, способными влить свежую струю в хилый репертуар театра — "Похищение из сераля", "Волшебная флейта" и "Так поступают все женщины" Моцарта, концертное исполнение которых с успехом осуществил в 1995-96 и 2008гг. дирижер Завен Варданян?
Безвременье и неопределенность в театре явно затянулись. Театр без художественного руководителя, без харизматического лидера, способного сконцентрировать вокруг себя весь творческий коллектив, немыслим. Чего стоит так называемый худсовет из 18 человек, который ничего не решает?
Время бесплодных экспериментов и необдуманных кадровых назначений, которые привели к плачевным результатам, нанеся непоправимый урон национальной музыкальной культуре, закончилось. Медлить нельзя. Нужна продуманная государственная политика в области музыкальной культуры с привлечением компетентных специалистов.