Логотип

ЗВУЧАТ 13 АРМЯНСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ

Гюмрийцы стали лауреатами IX Международного фестиваля ансамблей народных инструментов

По инициативе Российского агентства по делам ЮНЕСКО и Московского дома народного творчества 7-14 сентября этого года в городе Азове Ростовской области РФ состоялся IX Международный фестиваль, в котором приняли участие ансамбли народных инструментов стран Балтии, Беларуси, Израиля, Индии, Ирана, России и др. Армению на этом международном музыкальном форуме представлял Государственный ансамбль народных инструментов им.Хачатура Аветисяна г.Гюмри, ставший лауреатом фестиваля.

До нынешних успехов гюмрийские исполнители народной музыки прошли долгий и трудный путь…

Удивительное дело: город, ставший еще в середине XIX века крупнейшим центром музыкальной культуры не только Армении, но и всего Закавказья, с 60-х  годов прошлого столетия начал отступать от своих прежних музыкальных высот. Это обстоятельство было связано со многими объективными причинами, но отметим лишь главные из них. После советизации Армении цех "Братство ашугов", созданный в 1891 году основателем новой армянской ашугской песенной школы Дживани (Серовбе Пенкоян-Левонян), заменило "Рабочее искусство" ("Рабис"). Для сравнения отметим, что у рабисовцев до сих пор в чести лишь дудук, зурна и доол, они не очень разборчивы в выборе песенного текста, да и что греха таить, небрежны в исполнении.

Но дело не только в том, что "Братство" было серьезной школой музыкального образования, культивировавшей национальные  музыкальные инструменты, а "Рабис" — просто общество самоучек-любителей, а в том, что процесс ассимиляции народов осуществлялся в первую очередь в сферах национального образования и национального искусства: общие для всех республик учебные программы и учебники, "отредактированные" идеологами партии, дружные исполнения песен и танцев братских народов и прочая обязаловка постепенно вели к всеобщему единообразию в стране.

Пожалуй, дольше всех продержалась в тоталитарной стране армянская национальная культура: не так-то легко обрубить народное древо духовности с древними корнями. Даже в 50-х годах, в годы моего ученичества, в Ленинакане было бесчисленное множество музыкальных  коллективов, действовавших не только в ведомственных домах культуры, но и на каждом предприятии, в организациях и школах (редкая школа не имела своего духового оркестра или музыкального ансамбля). Пожалуй, самыми лучшими из них были ансамбли народных инструментов Дома торговли и Общества слепых, из духовых оркестров выгодно отличались оркестры Дворца пионеров и воинского гарнизона (даже военные оркестранты были выучениками музыкальных школ Ленинакана), доброй славой пользовались танцевальные ансамбли Дворца железнодорожников и Дворца пионеров.

В 60-х годах по указке сверху прекратилось финансирование творческих коллективов и от былого величия почти ничего не осталось: до наших дней удалось сохранить по одному творческому коллективу — ансамбль народных инструментов, симфонический и духовой оркестры, да и то потому, что первым двум был дан статус государственного коллектива, а шефство над духовым оркестром взяла на себя городская мэрия. Кстати, сегодня не было бы и Государственного ансамбля народных инструментов имени Хачатура Аветисяна, если бы по инициативе первого секретаря горкома партии Донары Арутюнян и завотделом культуры Ленгорисполкома Асмик Киракосян в 1986г. из распавшихся музыкальных групп не был организован ансамбль. После землетрясения Асмик Парунаковна, уже в должности завотделом культуры Ширакского марзпетарана, приложила немало усилий для придания творческим коллективам Гюмри государственного статуса.

К чему мы пришли за эти годы? Во-первых, народные песни и музыка, как нельзя лучше передававшие мировоззрение, аскетизм и рыцарство ширакцев, сменились музыкальным ширпотребом. Во-вторых, "Братство ашугов" использовали почти все исконно армянские музыкальные инструменты, иные из которых сейчас присваиваются нашими соседями (по одной версии их было 20, по другой — около 30). Художественный руководитель ансамбля народных инструментов Дживан Хачатрян для придания своему коллективу многоголосья прилагал немало усилий в деле возрождения преданных забвению инструментов и подготовки соответствующих музыкальных кадров. К сожалению, лет 9 назад он покинул родину, но, как говорится, свято место пусто не бывает: нынешнему художественному руководителю и главному дирижеру ансамбля Джемме Кахцрикян удалось продолжить его дело. В ансамбле сегодня уже 13 инструментов — дудук, шви,  тавшви, зурна, зил-зурна, кяманча, уд, канон, малый и большой бомбир, сантур, даб и доол.

Интересно отметить, что в Азове, где по задумке режиссера фестиваля, народного артиста СССР Владимира Шаповалова, оказавшегося тонким знатоком и ценителем армянской народной музыки, перед началом отборочного тура по отдельности  должны были прозвучать представленные национальные инструменты, музыкальная общественность города и участники фестиваля овациями сопровождали каждое выступление гюмрийцев. По словам советника марзпета Ширака Асмик Киракосян, возглавлявшей армянскую делегацию, присутствующих поразило не только виртуозное мастерство исполнителей, но и необычность звучания каждого армянского  инструмента. Вот и думается: почему только дудук? Пропаганде достойны и другие наши инструменты. Став достоянием мира, они не будут присваиваться никем.

В ансамбле народных инструментов сегодня 34 артиста, однако в состав участников IX Международного фестиваля были включены 12 из них — по одному исполнителю на каждом музыкальном инструменте. Выступали коллективы в алфавитном порядке, так что делегации из Армении пришлось выступать на отборочных турах первой. Первой она стала и по итогам фестиваля. В отборочных турах гюмрийцы выступили со следующей программой: первая часть сюиты Хачатура Аветисяна "Праздничная Армения", "Хашангер, майли тхек", "Туй-туй" и т.д. Надо сказать, что эти и многие другие песни солистов ансамбля — заслуженного артиста РА Мурада Малхасяна и Нвард Арутюнян — имели особую значимость: как бы объединяя в единое целое Александрополь — Ленинакан — Гюмри.

Армянской делегации пришлось возглавить и торжественное шествие участников фестиваля по праздничному Азову, который в эти дни отмечал День города. Как известно, город этот на берегу Дона 297 лет назад был основан Петром I, затем уже при Екатерине Великой Ростовская область была заселена армянами. Вот почему в этой области немало армянских поселений. Гюмрийцы дали гала-концерт и в армянском селе Чалдр, хотя трудно назвать селом местность, где проживает 50 тыс. человек. (Кстати, советский разведчик Григорян, предупредивший о готовящемся в Тегеране покушении на "большую тройку", был выходцем из этого села.)

На прощальном банкете по просьбе участников фестиваля гюмрийцы исполнили кочари: плясали все, но лучше всех исполнила танец министр культуры Ростовской области, которая, как выяснилось, росла в армянской среде…

Поездка гюмрийцев в Азов не состоялась бы без морального и финансового содействия министра культуры Асмик Погосян. Именно к ней в первую очередь обращены мои слова. Я знаю Гюмри, потенциальные возможности нынешней музыкальной молодежи, обращенной лицом к национальным музыкальным традициям, и уверен: еще чуточку внимания к Гюмри — и город вновь станет центром музыкальной культуры Армении.