Пшеница дешевеет, а хлеб дорожает
Так получается, что цены на пшеницу падают, а хлеб от этого не дешевеет. Наоборот, дорожает. "Семьи, которые год назад покупали по 5-6 буханок хлеба, сейчас покупают по 2-4. А количество членов семьи не изменилось – наверное, кризис", — отмечает тикин Цовик, владелица небольшого магазинчика в нашем дворе.
Чем ниже материальная обеспеченность семьи, тем больше в структуре ее потребительской корзины хлебобулочных и макаронных изделий. Таким образом, цены в этих категориях продуктов, кроме того что образуются в результате так называемых рыночных отношений, имеют и четко прочерченную социальную направленность. Живущая в достатке семья не замечает динамики цен на хлеб, но она очевидно заметна пенсионерам, многодетным и малообеспеченным семьям, особенно в сельской местности.
В 2008 году реализация пшеницы в Армении составила 520 тыс. тонн, лишь 40% которой производится на месте. Из нее получают этиловый спирт, макаронные изделия, но большая часть, естественно, идет на выпечку хлеба. Плюс порядка 20 тыс. тонн импортной муки. В прошлом году потребление хлеба в нашей стране составило без малого 300 тыс. тонн (это примерно 275 граммов в день на человека). Средняя цена килограмма хлеба высшего сорта в прошлом году составила 411 драмов, лаваша – 594.
Цены на местную пшеницу в большей степени обусловлены международными. Если год выдался урожайный, цены на импортную пшеницу ползут вниз и тянут за собой местные, и наоборот. В прошлом году плохая урожайность в странах – основных производителях зерна -стала причиной того, что был зафиксирован ценовой максимум с 2001 года. В этом году картина обратная: российские производители из-за перепроизводства оказались в сложном положении. Из-за избытка не хватает хранилищ для собранного урожая, а быстрая реализация способствует снижению цен. Так, с 4-5 тысяч рублей (порядка $200) за тонну в прошлом году цена на пшеницу сегодня побила минимальные рекорды – 3 тысячи или менее $100 (– 40-50%).
Согласно Нацстатслужбе РА, в сентябре этого года цена пшеницы в Армении по сравнению с 2005 годом снизилась всего-то на 9%. Между тем за тот же период хлеб подорожал на 25%! Как это получается? Драм укрепился, что повлияло на себестоимость привозной пшеницы, подорожали тарифы на электроэнергию и газ – основные энергоносители для помола и выпечки. С 2005 года цены на газ повышались дважды, один раз – на электроэнергию. Сегодня доля энергоресурсов в общей структуре стоимости хлеба по сравнению с 2005 годом существенно возросла. В этой структуре основными игроками являются фермеры, импортеры пшеницы и мукомольни (в большей части последние две функции осуществляют одни и те же компании – "Алекс Григ" и "Манана Грейн"), цеха по выпечке хлеба и розничные торговцы.
Но авторитетными участниками этой цепи, съедающей всю маржу, являются энергоносители. С начала этого года, когда хлеб выпекался по максимальной цене приобретенной пшеницы, он подешевел на 2,5%. Сейчас сезон, когда начнутся поставки урожая уже этого года по низкой цене. Но существенных изменений на розничном рынке из-за резкого снижения цен на пшеницу не ожидается. Основные компоненты, влияющие на конечную стоимость хлеба – энергоносители, стабильны в цене. Более того, с 1 апреля будущего года природный газ в очередной раз возрастет в цене, нивелируя низкие цены на основное сырье – пшеницу.
Здесь стоит обратить внимание и на тот факт, что слабым звеном в цепочке от выращивания пшеницы до хлеба на нашем столе оказываются фермеры. Импортеры, мельники, производители и торговцы учитывают рост расходов увеличением своей маржи. А фермеры этого сделать не могут, поскольку находятся в жесткой конкуренции с гигантами производства (Россия, Украина, Канада, США, Аргентина, Бразилия), а также зависят от диктуемых закупщиками условий.
Как отмечает начальник управления растениеводства, лесного хозяйства и защиты растений Минсельхоза РА Гагик Манучарян, в отличие, к примеру, от России, у нас закупочная цена образуется в отношениях закупщик — фермер. "В этом году закупщики берут пшеницу за 85-100 драмов за килограмм. Из-за погодных условий у нас в этом году урожай злаковых будет примерно на 50 тыс. тонн меньше, чем в прошлом. А цена в большей степени зависит от международной конъюнктуры", — отмечает Г.Манучарян. Несмотря на то что в России между фермерами и закупщиками выступает государственный посредник, в этом году ситуация там не лучше. В любом случае, основные риски на себя берет борющийся с погодным беспределом фермер.
Но не все так безнадежно. К примеру, проживающая в нашем здании этажом ниже семья из региона (живут по найму) раз в неделю печет хлеб дома. Аромат свежей выпечки целый день стоит в нашей квартире. Видимо, пекут сразу на неделю — семья большая. Очевидно, что печь хлеб дома обходится дешевле, чем покупать в магазине. Такие вот пироги…