вчера, сегодня, завтра
Как хотелось бы, чтобы балетная труппа Национального театра оперы и балета по уровню исполнителей и репертуару приблизилась к мировым стандартам. Конечно, скептик скажет, что это нереальные мечты. Однако так ли это? Нет желания ругать коллектив нашего балета — бесконечные упреки вряд ли улучшат его состояние. Не хочется упрекать и учреждения, управляющие вопросами искусства. Поразмыслим над вопросом не "кто виноват?", а "что делать?".
Сравнительно недавно, в 60-80-е годы прошлого столетия армянский балетный театр переживал период своего расцвета. И это при условии, что балетная труппа в Армении сформировалась всего лишь в 30-40-х годах. Чем характеризовался "золотой век" нашего балета? Богатым и разнообразным репертуаром, привлечением к постановкам хореографов высокого класса, имеющих свой самобытный почерк и стиль. Наличием балерин и танцовщиков, хорошо владеющих техникой танца и способных воплотить глубокие, запоминающиеся образы. Качеством подготовки нового поколения исполнителей, причем не только в стенах нашего хореографического училища, но уже и в недрах театра. Количеством гастролей на нашей сцене не только выдающихся балерин и танцовщиков, но и целых балетных трупп. Частыми гастролями наших исполнителей…
Еще несколько месяцев назад состояние нашего балета характеризовалось крайней скудостью репертуара — "Гаянэ", "Жизель", "Дон-Кихот". Танцовщики не находили точки приложения своим талантам. Гастроли иностранных артистов и трупп стали редким исключением из правила. О том, чтобы наши танцовщики, а уж тем более труппа выступали на подмостках других театров, мы вообще давно не слышали. И если раз в месяц в театре шел балет, это уже следовало считать событием. И только в начале мая у нас появился долгожданный "Спартак" в постановке Ю.Григоровича.
Месяц назад труппу возглавил балетмейстер Рудольф Харатян. Зрители, безусловно, помнят его как талантливого ведущего танцовщика нашего театра, исполнявшего главные партии практически во всех спектаклях некогда большого репертуара нашего театра. Возможно, помнят и созданную в 80-е годы Харатяном труппу "Балет Армянского телевидения", где он показал много экспериментальных спектаклей. На сегодняшний день балетмейстер Рудольф Харатян приглашен… из Соединенных Штатов Америки. Что нас ожидает? По крайней мере уже сейчас можно сказать, что каждую субботу (а не раз в месяц) у нас идет балетный спектакль и что, возможно, в ближайший год в репертуаре театра появятся балеты выдающихся хореографов XX века. Поживем — увидим…
А пока поговорим о наших исполнителях. Можно сказать, что в труппе на сегодняшний день около 65 человек (для сравнения: в 1998 году было 30 человек), причем большинство исполнителей имеют очень хороший потенциал. Это означает, что если наши балерины и танцовщики сегодня начнут, как прежде, ежедневно делать экзерсис, прекратят практику репетирования спектакля "вполноги", после чего они очень быстро выдыхаются во время спектакля (в буквальном смысле слова им не хватает дыхания и умения правильно распределять нагрузки, чтобы мышцы, сухожилия и суставы не травмировались), если они начнут заниматься по восемь часов в день (не считая спектакля), что делают в любой претендующей на хороший результат труппе, если будут подчиняться строгой дисциплине, то уровень техники наших исполнителей значительно повысится. Однако только техники недостаточно.
Античный мыслитель Лукиан в своем сочинении "О пляске" писал: "В прочих зрелищах проявляется лишь одна сторона человеческой природы: либо ее духовные, либо ее телесные способности. В пляске же неразрывно связано и то и другое. И что самое важное, в пляске каждое движение преисполнено мудрости и нет ни одного бессмысленного поступка". А что необходимо, чтобы наши балерины и танцовщики стали работать "в полную ногу" и, следуя советам Лукиана, могли связать телесное и духовное? Как это ни банально звучит, для того чтобы в труппе прекратилась практика работать полдня и "вполноги", нужно повысить им зарплату, чтобы они не искали заработка в другом месте. При этом здесь, как ни странно, очень уместно применить забытый советский лозунг: "От каждого по способностям, каждому по труду". Чем больше труда — тем больше оклад!
Другое средство стимулировать танцовщика – это оценка его работы. Как-то странно: покупаешь перед спектаклем программку с составом исполнителей, а там ни одного исполнителя, имеющего звание. Между тем наши балерины Мария Диванян, Сона Арустамян, танцовщик Завен Арутюнян уже много лет тянут на себе репертуар, да и по мастерству достигли достаточно высокого уровня. Неужели они недостойны званий? Звание поднимет ведь престиж не только исполнителя, но и всей труппы.
Еще одно пожелание, звучавшее неоднократно: не надо талантливых и перспективных мальчиков-танцовщиков забирать в армию. Года два назад известный американский балетный критик и историк балета Джордж Джексон, посмотрел в Ереване спектакль "Дон-Кихот" и, выступая позже в Лондоне с лекциями о балете, упомянул также и наш театр. А когда один из английских балетоведов обратился к нему с вопросом: "Почему же около десятка прекрасных танцовщиков-армян, выступающих в Западной Европе, боятся поехать на свою родину хотя бы в качестве гастролеров?" — ответил: "Потому что их сейчас же заберут в армию". Вот почему наши талантливые танцовщики, едва окончив училище, спешно покидают Армению и чаще всего навсегда — так они защищают себя как специалистов. Неужели отсутствие военной подготовки у двух десятков мальчиков так уж повредит обороноспособности нашей страны?
Что еще необходимо нашему балету, чтобы подняться на достойный уровень? Полноценный, насыщенный репертуар, созданный на основе высококачественной музыки — как армянской, так и зарубежной. Расширение репертуара балетами, созданными выдающимися хореографами XX века – Баланчиным, Бежаром, Аштоном… Реконструкция лучших армянских балетов наших хореографов прошлого – Е.Чанги, М.Мартиросяна, А.Асатуряна. Освоение спектаклей, созданных в русле разных хореографических направлений, актуальных сегодня – балетной классики прошлого и настоящего, современной хореографии, танца модерн.
Отметим и то, что на первый взгляд может показаться мелочью: в каждом репетиционном зале необходимо иметь видеоустановку, чтобы танцовщики могли смотреть видеозаписи уроков, спектаклей, знакомиться с манерой исполнения известных исполнителей, чтобы танцовщики и балетмейстеры могли увидеть и проанализировать свои недочеты и достижения. Сохранение архивной записи спектакля ценно и для исследователя. Сколько балетов, сколько талантливых исполнителей канули в Лету из-за отсутствия фактического материала. Из-за этого же невозможно ни восстановить спектакль, ни полноценно проанализировать и написать историю и теорию армянского балетного театра.
А еще нашему балету нужен достойный Зритель! За 20 лет он дисквалифицировался. Балет – не "ледовое шоу", не аттракцион, тут культуру восприятия нужно воспитывать с детства. Зрителей нашего поколения с детства водили на балет, и мы знали, как и когда аплодировать, когда смеяться и плакать. Поднять уровень нашего балета и воспитать нового компетентного зрителя – это взаимосвязанные процессы.
Балетная труппа Национального театра оперы и балета может и должна быть максимально приближена к стандартам, определяющим уровень высокопрофессиональной труппы. Настанет ли день, когда о нашем балете скажут: "Армянский балет – это прекрасно!"?