Логотип

БЕЗ ПРАВА НА ГОСЗАКАЗ

С первого дня Карабахской войны директор Медцентра "Ереван", а тогда еще молодой врач Тарон Тоноян пошел на фронт. Вспоминать о войне он не любит.

— Но 5 января 1994г., — говорит Тоноян, — я никогда не забуду… Наш госпиталь находился в Физули, в 8 километрах от линии фронта. Враг быстро продвигался вдоль Аракса по иранской стороне и на 23 километра продвинулся вперед. Поступил приказ эвакуировать госпиталь. Но один за другим поступали раненые, шли операции, и я не подчинился. Это, конечно, был риск, но продуманный. В крайнем случае мы успели бы свернуться. И мне кажется, это решение вселило в воинов уверенность, они знали, что за ними стоят врачи и, если госпиталь не эвакуировали, повода для паники нет.

Прошли годы. Тоноян давно работает не под пулями и бомбами, а руководит Медцентром "Ереван". Но проявившиеся на войне качества — умение правильно ориентироваться в ситуации, идти на риск и вместе с тем нести ответственность за всех, кто рядом, помогли Тонояну, награжденному медалью "За отвагу", сохранить разваливавшуюся больницу и превратить ее в перспективный медцентр.

Создание на ереванском III участке больницы N6 ставило целью обслуживать население нового, растущего тогда рабочего района, где была сосредоточена большая часть заводов Еревана. В советский период это была одна из лучших больниц республики. Здесь работали такие известные специалисты, как Сурен Авдалбекян, ныне академик НАН РА, профессор Виктор Апоян, блестящий специалист в области торакальной хирургии, возглавлявший кафедру хирургии N2 ЕГМУ профессор Саркис Мушегян — автор аппарата для проведения операций на открытом сердце, основавший в больнице отделение травматологии и подготовивший целую школу хирургов-травматологов, профессор Оганес Саруханян, в прошлом главный хирург республики, завкафедрой хирургических болезней, и другие известные врачи.

В 1973 году здесь под патронажем отделения травматологии был создан Республиканский центр термической травмы (ожоговый центр). Кстати, наибольшее число (более 800) пострадавших в первые сутки после землетрясения приняла именно 6-я больница. И это объяснялось не только близостью больницы к аэропортам и основной автотрассе, но и наличием здесь прекрасных специалистов. А во время войны больница приняла порядка 400 раненых.

После распада Советского Союза клиника постепенно приходила в запустение. Появились новые, хорошо оборудованные медцентры, и специалисты уходили в более современные медучреждения. А в 6-й больнице к тому времени функционировали травматологическое отделение и ожоговый центр. Больница была расформирована и включена в медобъединение "Сурб Аствацамайр", куда вошли еще две больницы и четыре поликлиники.

С 2004 по 2007гг. больница существовала как филиал медобъединений "Сурб Аствацамайр" (филиалом руководил Тарон Тоноян). На средства Всемирного банка были отремонтированы два этажа в 3-й детской больнице на ул.Церетели, где отныне должна была располагаться бывшая 6-я больница. Но коллектив больницы так и не переселился в прекрасно отремонтированное помещение.

— Мы решили остаться у себя на III участке и во что бы то ни стало восстановить то, что осталось от 6-й больницы, — рассказывает Тоноян. — Примечательно и то, что из 130 наших сотрудников только 13-14 человек ушли в другие медучреждения. Остальные, зная, что в условиях разрухи и безденежья, без госзаказа работать будет очень трудно, остались в больнице.

И время показало, что выбор был правильным. Больница N6, в 2007 году переименованная в Медцентр "Ереван", вопреки прогнозам пессимистов, уверявших, что без госзаказа им не выжить, с каждым днем доказывает свое право на самостоятельное существование. Кстати, Медцентр "Ереван" сегодня единственное медучреждение, не получающее госзаказа. А причина в том, что центр захотел сохранить самостоятельность и вышел из состава медобъединения "Сурб Аствацамайр", куда Всемирный банк и решил направлять свои средства.

В чем секрет успешной работы Медцентра "Ереван"? В первую очередь в том, что Тоноян, не в пример другим руководителям, дорожит пожилыми опытными врачами.

— Никакие учебники, никакие справочники, — говорит он, — не дадут тех знаний, какие накопили за многолетнюю практику опытные врачи. И именно они призваны не только лечить, но и передавать свои знания молодым медикам. И поверьте, самая современно оборудованная клиника без опытных специалистов (а опыт приходит с годами) теряет свою ценность.

В Медцентре "Ереван" и сейчас работают такие опытные специалисты, как доцент кафедры травматологии Национального института здравоохранения, завклиникой травматологии Ваграм Мартиросян, завотделением септических осложнений профессор Эдуард Гарибян, анестезиолог Баграт Вартанян, завотделением травматологии Вачаган Захарян и др. И вот эта старая мудрая гвардия под руководством своего молодого руководителя трудно, но уверенно завоевывает потерянные когда-то позиции.

Больным в Медцентре "Ереван" уделяется максимум внимания, с каждым ведется индивидуальная работа. Высокий уровень медобслуживания в сочетании с квалификацией врачей повысили имидж больницы. Не имея госзаказа, медцентр принял даже в условиях кризиса на 370 больных больше, чем тогда, когда входил в состав медобъединения "Сурб Аствацамайр", и получал госзаказ. Интересный факт: среди поступающих в центр больных 35% имеют право на госзаказ, но предпочитают эту больницу, зная, что получат полноценное лечение. Немаловажно и то, что расценки в центре на 20-25% ниже, чем в других больницах. На вырученные деньги руководство смогло отремонтировать помещение и закупить диагностическое оборудование.

Сегодня в больнице функционируют четыре отделения: травматологии, хирургии, общей терапии и отделение сахарного диабета, при каждом отделении действуют определенные службы. К примеру, служба сосудистой хирургии прикреплена к отделу травматологии, урологическая служба — к отделению хирургии и т.п.

— Такая организация, — объясняет Тарон Тоноян, — позволяет сэкономить средства, необходимые на содержание и развитие клиники. А деньги центру очень нужны хотя бы потому, что здесь функционирует единственное в республике отделение септических осложнений, где лечатся очень тяжелые больные, в основном пациенты с диабетической гангреной. Кстати, одного этого достаточно, чтобы бывшей 6-й больнице выделять госзаказ.

Наша задача, — говорит Тоноян, — не ампутация, а сохранение конечностей, что требует кропотливого труда, и больные нередко лежат в клинике по 3-4 месяца.

В мае нынешнего года Медцентр "Ереван" организовал месячник открытых дверей для членов семей погибших азатамартиков.

— Мы опасались, — рассказывает Тоноян, — что посетителей будет очень мало, т.к. семьи погибших азатамартиков имеют право на госзаказ и могли обратиться в другие медучреждения. Но желающих оказалось так много, что месячник продлился до конца лета. За это время было обслужено 500 пациентов и произведено 120 серьезных операций. Думаю, что такую же акцию нам удастся организовать и в 2010 году. Не исключено, что подобные месячники станут в нашей больнице традиционными.

А как же сегодня оценивают работу Медцентра "Ереван" Минздрав РА и тот же Всемирный банк, когда-то столь поспешно принявший решение, в плену которого по сей день находится бывшая 6-я? И если больница выдержала столь суровые испытания, не пора ли означенным организациям поддержать финансами медцентр, с учетом того, что в других клиниках государственные деньги  зачастую до пациента не доходят?