Логотип

А ГОРЬКОГО-ТО ЗА ЧТО?

Понимаю, что мое недоумение и возмущение выглядят весьма запоздалыми и бесполезными, но не могу не поделиться своими мыслями, которые, полагаю, разделят многие.

НЕ ТАК ДАВНО ПО ОДНОМУ ИЗ ТЕЛЕКАНАЛОВ БЫЛА ПЕРЕДАЧА О ШКОЛЕ ШАНТА, и мы с товарищем (который, как выяснилось, когда-то учился в этой школе) с удивлением узнали, что имя Шанта теперь носит школа имени Горького, расположенная неподалеку от ЕГУ.

Я ее хорошо помню еще и потому, что работал в роно Мясникянского района Еревана и курировал эту школу. Здесь учились летчик Нельсон Степанян, академик Сергей Амбарцумян, виртуоз дудука Дживан Гаспарян и многие другие знаменитые люди. И вот в ходе телепередачи мы с товарищем узнали о переименовании и не могли понять, чем это Горький не угодил новым властям, которые росчерком пера высокопоставленного лжепатриота в 1991 году переправили Горького на Шанта?

…Аветик Исаакян рассказывал, как в 1899 году один нищий в Одессе попросил подать ему "ради Горького". Исаакян решил, что это, видимо, новый святой, и спросил: "Кто это?" – "Это первый человек, который пишет о нас, бедняках, правду". В тот же день Исаакян купил два тома рассказов Горького и с увлечением прочитал их.

Великий гуманист Горький искренне желал, чтобы все люди жили счастливой и свободной жизнью. В июле 1928 года он приезжает в Армению. Как раз в это время в Ереване закладывали фундамент школы, писатель присутствовал при этом событии и положил в фундамент несколько монет и шапку. У него остались очень теплые и яркие впечатления от Армении и армян. Горький с болью воспринимал трагическую историю армян, резню, учиненную турками, клеймил гнусное равнодушие христиан Европы, ее политиков, безучастных к судьбе Армении. Под редакцией М.Горького вышел "Сборник армянской литературы", в который наряду с переводами Патканяна, Сундукяна, Раффи, Ширванзаде, Туманяна, Исаакяна, В.Терьяна, Д.Демирчяна были включены и переводы Л.Шанта.

Я ПРЕКЛОНЯЮСЬ ПЕРЕД ТВОРЧЕСТВОМ ЛЕВОНА ШАНТА. И его именем, конечно, надо было назвать школу. Но почему надо было переименовывать школу имени Горького? Разве мало у нас в Ереване школ, имеющих только нумерацию?

…Скромный памятник Горькому остался стоять перед зданием, и многим прохожим невдомек, что школа носит теперь другое имя — Шанта, поклонникам которого тоже не очень-то уютно созерцать здесь чужой бюст. Может быть, все же можно исправить эту нелепицу и вернуть в Ереван имя того, кто любил Армению? А не то у нас получилось в точности так, как писал другой русский классик: "Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем же стулья ломать?!."