заявил "ГА" председатель Союза виноделов-армян, директор ООО "Маран" кандидат технических наук Авак АРУТЮНЯН
— Г-н Арутюнян, не приведут ли низкие закупочные цены на виноград к разорению малообеспеченных крестьянских хозяйств?
— Такой сценарий развития событий можно было предвидеть. Что противопоставило кризису правительство? Стандартные кредиты под высокие годовые проценты и либерализацию цен на минеральные удобрения. А где беспроцентные кредиты и низкие таможенные пошлины для импортеров, завозящих в страну удобрения и химические препараты? Официально признано, что либерализация цен на удобрения негативно отразилась на продуктивности гектара, особенно зерновых культур. Словом, господдержка оказалась малоэффективной, и в ситуации, когда сократились объемы экспорта алкогольной продукции и потребления, внутренний рынок должен пересмотреть свои приоритеты. Продовольственное зерно должно идти не на производство пива и спирта, а на хлеб. Спирт не виноградного происхождения, который дешевле виноградного в 3 раза и незаконно используется нечестными предпринимателями в изготовлении коньяка, должен быть взят под жесткий контроль. Эти меры приведут к тому, что потребность в винограде будет расти и в итоге компенсирует наметившийся 30%-ный спад. Да и доходы крестьянских хозяйств заметно вырастут. С другой стороны, кризис создал определенные предпосылки, чтобы экспорт очистился от недоброкачественной продукции. Срабатывает так называемый грузинский синдром. В соседней стране на 50% сократили производство вина, но улучшили его качество. У них это произошло по политическим мотивам, у нас — по экономическим.
— Кстати, в Грузии недавно отменен и акцизный налог на вина. Чем это вызвано?
— Грузинские вина теперь продаются без акцизных марок, и это решение властей имеет и экономическую, и политическую подоплеку. Этим шагом правительство соседней страны продемонстрировало готовность идти навстречу интересам производителя и потребителя. Это значит, что снизятся розничные цены на вино местного производства и приостановится опасная тенденция роста потребления водочных изделий. Эти новые законодательные изменения однозначно будут способствовать развитию виноделия Грузии. Конечно, бюджетные поступления при этом несколько снизятся, но в целом страна выиграет.
Нечто подобное предлагали и мы, но получили отказ. В письме в правительство мы указывали, что на армянском рынке алкогольной продукции существует огромный дисбаланс интересов и цен. Например, пиво считается подакцизным товаром, но акцизная марка не приклеивается. Пиво разрешается продавать в розлив, а вино — нет. Отмечу еще один нюанс. Мы считаем, что надо устанавливать минимальные цены на водку — так принято во всех развитых странах мира. Это было бы, кроме всего прочего, и социально справедливо, ибо на производство одного литра вина затрачивается в несколько раз больше ресурсов и времени, чем на водку.
— Правительство все-таки пошло навстречу предложениям виноделов и установило минимальную розничную цену на местную и импортную водочную продукцию — не так ли?
— К сожалению, правительство удовлетворило нашу просьбу лишь наполовину. Принятое решение фактически нарушает правила свободной конкуренции и устанавливает льготные акцизные ставки для отечественного производителя. Импортная водка облагается более чем 50% налогом. Возникает вполне резонный вопрос: стоит ли ради незначительного барыша идти на конфронтацию с Россией? Наши московские коллеги уже предупредили, что готовят ответный пакет документов, который для Армении может стать парализующим экспорт фактором. Если учесть, что на российском рынке мы продаем коньяк, а не водку, то плачевность ситуации станет очевидной. К тому же при этом мы нарушаем и договорные обязательства перед ВТО. И хотя Россия пока не член ВТО, тем не менее этика международных торговых отношений и добрососедство с Россией требуют пересмотра указанных подходов и установления равных налогов на местную и импортную водочную продукцию.
На наш взгляд, правительство со временем должно совершить и второй шаг, который подразумевает равенство цен вина и водки по содержанию единицы алкоголя. Например, минимальная цена на 1 литр доброкачественного армянского виноградного вина стоит 1 тыс. драмов. Если учесть, что процентное содержание алкоголя в вине 10-12%, то стоимость одного градуса спирта составит 80-100 драмов. А в водке, как известно, целых 40 градусов. Это значит, что минимальная стоимость 1 литра водки должна равняться 3200 драмам, а не нынешним 700. Установление такой расценки было бы честным по отношению к виноградарям и виноделам. Конечно, сразу поднять цены на этот уровень неправильно, но у правительства должен быть четкий график постепенного повышения цен. Собственно, в период пиковых цен на водочную продукцию и произойдет перелом в виноградарстве и коньячном производстве, когда этот напиток будет полностью защищен от фальсификаций. Повысится и уровень самообеспечения хлебом, так как продовольственное зерно перестанет быть дешевым сырьем для перегонки спирта. Наконец, армянский потребитель вновь вернется к своим истокам и будет предпочитать вино водке.
— В виноградарстве и виноделии существуют серьезные проблемы, которые сказываются на развитии отрасли. Какие из них вы бы выделили?
— Есть глобальные проблемы, требующие долгосрочного решения, и текущие, нуждающиеся в немедленном вмешательстве правительства. Вторая группа проблем тесно связана с нынешним экономическим кризисом. Дело в том, что 80% закупаемого винзаводами Армении винограда идет на производство коньяка. Более 90% этого напитка реализуется на российском рынке под названием "армянский коньяк", и это пока возможно, поскольку РФ, а также Беларусь и Украина, импортирующие оставшуюся часть коньяка, не подписали Лиссабонского соглашения о защите географических названий. Эти страны, как и Армения, являются членами соглашения Трипса. Но рано или поздно Россия подпишет Лиссабонское или по крайней мере отдельное двустороннее соглашение с Францией, и тогда мы должны будем употреблять слово "бренди", что существенным образом отразится как на объемах производства, так и на экспорте этого напитка.
Другая проблема касается сырьевой базы коньячного производства, а конкретно — истинных величин площадей виноградников, их урожайности и валового сбора. Некоторые цифры вызывают недоумение. Судя по ним, выходит, что средняя урожайность виноградников республики почти вдвое превышает показатели 80-х годов прошлого века, когда в виноградарство вкладывалось намного больше средств, удобрений и т.д. Такое резкое увеличение урожайности не совсем убедительно, тем более что не произошло существенных изменений ни в социальном положении крестьян, ни в плане доступности им новейших технологий возделывания винограда. При этом если 10-20%-ное увеличение урожайности хоть как-то можно объяснить частичным устранением изреженности виноградников, то абсолютно не выдерживает критики утверждение, что после выкорчевки у крестьян остались лишь высокоурожайные сорта.
В производстве вина сложилось несколько иное положение. Поскольку основная его часть реализуется в республике и действующая налоговая политика не позволяет продавать его на внутреннем рынке без акцизных марок, можно констатировать, что фальсификации в этой сфере незначительны. Но если в случае с коньяком для устранения существующих проблем прежде всего нужны весомые политические решения, то в отношении вина необходимости в таких шагах нет: конкуренция на винном рынке в ближайшие 5-7 лет не будет болезненной для наиболее крупных субъектов алкогольного рынка. Конечно, кроме названных есть и другие злободневные проблемы, такие как закупочные цены, сахаристость, филлоксера. Кризис подсказывает нам, что пора переводить отрасль на ресурсосберегающие технологии, завершить разработку научно обоснованных методов производства винодельческой продукции, создать кадастр виноградников, реестр сортов винограда, структуры управления, учета и контроля, наладить выпуск винодельческой продукции с обозначением места происхождения. И при формировании национальной политики не забывать, что наше место на мировом рынке — это сегмент высококачественной дорогой винодельческой продукции.
— Вы автор новой концепции устойчивого развития виноградарства. В чем ее основные положения?
— Одна из первоочередных мер в этом направлении — постепенная гармонизация внутреннего законодательства с международными нормами винного права. В прошлом году был принят Закон РА "Об алкогольных напитках на виноградном сырье". Сделан первый шаг в регулировании рынка винодельческой продукции.