Логотип

АФГАНСКИЙ КАПКАН

 

Между тем этой осенью ситуация в Афганистане переместилась в центр внимания международной политики и мировых СМИ как в силу того, что в октябре исполнилось 8 лет со дня начала военной операции в Афганистане, так и по причине стремительного роста геополитического значения этой страны. В последнее время новая администрация США явно поставила Афганистан в центр своих военных усилий, тем самым обозначив возросшее глобальное значение Восточной Азии и ее ядра — Китая. В плане контроля над последним ключевое значение имеет Центральная Азия, а ключом к контролю над ней в свою очередь является Афганистан.

В действиях США и ЕС (в данном случае их интересы до определенной степени совпадают) преобладают две основные цели: обеспечить свое военное присутствие в Центральной Азии и тем самым проецировать военную мощь в направлении Восточной Азии, а также установить контроль над энергоресурсами региона и путями их транспортировки. В последнем случае важное значение имеют проекты прокладки коммуникаций из Центральной Азии через территорию Афганистана и союзного США Пакистана в обход Китая.

Однако до этих планов очевидно нет дела афганским талибам. Обстановка в стране в последнее время стремительно ухудшается. За 2009г. там погибли 1500 мирных жителей, число потерь войск коалиции только за 9 месяцев этого года достигло 394 человек (против 294 в 2008г. и 62 в 2002г.). Общее число потерь американской группировки в Афганистане — 852 человека. Согласно выводам доклада командующего войсками США и НАТО в Афганистане Стенли Маккристала, талибы в последнее время достигли значительных военных и пропагандистских успехов. По данным некоторых западных СМИ, только 3% территории страны в настоящее время свободно от талибов.

Дополнительную напряженность в ситуацию внесли состоявшиеся в сентябре выборы президента Афганистана, сопровождавшиеся многочисленными нарушениями и фальсификациями. Под давлением Запада действующий режим согласился на проведение 7 ноября второго тура, однако сам факт проведения выборов в условиях царящей в Афганистане экономической разрухи, продолжающихся военных действий и дезинтеграции социальных структур никак не способствует повышению легитимности и стабильности действующего в стране режима, то есть приводит к результатам, прямо противоположным декларируемым приоритетам США и ЕС. Обстановку обостряет и то обстоятельство, что главный противник действующего президента Карзая является представителем Северного альянса, интегрирующего непуштунские этнические элементы страны, что придает внутриполитическому конфликту межэтнический характер и дополнительный дезинтеграционный потенциал.

Внутри американского руководства и в НАТО идут активные дискуссии о путях выхода из сложившейся ситуации. Отметим, что в настоящее время численность войск США в Афганистане превышает 60 тысяч, в стране находятся также еще 40 тысяч военнослужащих из 42 стран, примерно 30 тысяч из которых — военные стран ЕС. Ядро неамериканской группировки составляют войска НАТО. В марте этого года президент США Обама принял решение дополнительно направить в Афганистан 21 тыс. человек. Уже упоминавшийся генерал Маккристал считает, что этого количества недостаточно и необходимо увеличить численность подкреплений до 40 тысяч.

Параллельно администрация США проводит ряд консультаций по выработке новой стратегии в Афганистане. По некоторым данным, ее стрежнем станет политическая интеграция части талибов, а не механическое увеличение численности войск. Важным направлением также является подготовка афганских вооруженных сил и правоохранительных органов. На июль 2009г. численность афганской армии составила 92 тысячи человек, к 2010г. планируется довести ее до 240 тыс. В целом по афганскому вопросу глава Белого дома находится под жестким общественным и внутриполитическим давлением — он пришел к власти во многом за счет обещаний покончить с агрессивным курсом прошлой администрации, а в настоящее время вынужден осуществлять эскалацию военного присутствия в Афганистане, по сути просто заменив им войну в Ираке. Все это в совокупности крайне отрицательно влияет на ухудшающийся рейтинг президента: по данным соцопросов, 58% американцев высказываются против войны в Афганистане.

Не менее сложным является и положение западноевропейского центра силы. Там достаточно отрицательно относятся к стремлению американцев переложить часть военных усилий в Афганистане на европейские плечи, осуществив наращивание численности войск за счет стран Европы. По мнению европейцев, основные усилия должны быть сосредоточены в сфере подготовки афганских формирований и экономического, и инфраструктурного восстановления страны. На позицию европейских стран серьезно влияет общественное мнение: 63% немцев и 68% французов высказываются за вывод войск из Афганистана. Тем не менее европейцы постепенно втягиваются в войну: численность их группировок имеет тенденцию к повышению, и в сентябре 2009г. наиболее крупные контингенты Великобритании, Германии и Франции составили, соответственно, 9 тыс., 4 тыс. и 3,2 тыс. военнослужащих.

В комплексе с афганской ситуацией развивается и обстановка в Пакистане. Здесь ситуация крайне осложнена многочисленными социальными издержками форсированной модернизации экономики в ее неолиберальной модификации. В последнее время обстановка там неуклонно накаляется. Только в октябре в результате терактов в стране погибли свыше 150 человек. В настоящее время пакистанская армия проводит широкомасштабную операцию против боевиков пакистанского движения «Талибан» в Южном Вазиристане, сосредоточив для этой цели почти 30 тыс. военнослужащих. В этом году это уже вторая широкомасштабная военная операция на территории страны: в мае еще одна была проведена в долине Сват, в северо-западной пограничной провинции. В последнее время активизировались действия и американской авиации, в частности, ее беспилотные летательные аппараты периодически наносят удары по территории Пакистана.

В заключение обратимся к еще одному аспекту войны в Афганистане — финансовому. Общая стоимость боевых действий для США уже достигла $228 млрд, из которых 60,8 млрд были выделены в этом году. На 2010г. администрация США запросила еще $65 млрд. При этом в марте следующего года общие расходы США на две войны — в Ираке и Афганистане — достигнут $1 трлн (по некоторым оценкам, эта сумма уже превышена). Именно в финансовом плане наилучшим образом проявляется несоответствие между глобальными целями США и их реальными возможностями.

В октябре США обратились к Японии с просьбой взять на себя часть расходов по увеличению вдвое численности афганской армии, которые оцениваются в $17 млрд. С такими же предложениями Вашингтон обратился к Южной Корее и некоторым другим союзникам. США также настаивают на продолжении миссии японских ВМС в Индийском океане, где они бесплатно снабжают топливом многонациональную эскадру, участвующую в операции в Афганистане. Что может нагляднее свидетельствовать об ослаблении гегемона, как его неспособность самостоятельно финансировать свои военно-политические амбиции?