Логотип

Я НЕ ЗЛОПАМЯТНЫЙ, ПРОСТО У МЕНЯ НЕПЛОХАЯ ПАМЯТЬ

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА: Самвел Гарибян родился 1 февраля 1963 года в городе Ахалкалаки (Грузия). В 1985 году окончил юридический факультет Ростовского государственного университета, работал в Ереване адвокатом, затем в Минюсте Армении. С 1998 года живет и работает в Москве. Женат. Двое детей – сын и дочь.

На сегодняшний день С.Гарибян обладает лучшей в мире способностью по мгновенному запоминанию устной и печатной информации определенных видов – иностранной лексики, цифр, разрозненных слов, выражений и т.д., что дважды зарегистрировано в Книге рекордов Гиннесса. Является разработчиком оригинальной методики по развитию памяти, автором алгоритма создания общечеловеческого языка. (авт. свид-во Российского авторского общества).

Автор книг «Активизация памяти и мышления» (1988), «Суперактивация памяти через возрождение эмоций» (1990), «Школа памяти» (1993), «Школа памяти- 2» (2001). Автор и составитель словарей «Мой новый Вавилон. Словарь ключей запоминания. 1300 английских слов» (1996, 2000), «Английский без английского. Словарь ключей запоминания1500 обиходных английских слов с их подкреплением русскими крылатыми выражениями» (2002-03), «Английский без английского-2. Словарь ключей запоминания 2000 активных английских слов с их подкреплением русскими крылатыми выражениями» (2004-05); «Чудо-словарь ключей запоминания 3500 английских слов. Английский без английского» (2008); «Чудо-словарь ключей запоминания 1000 армянских слов. Армянский без армянского» (в соавторстве с Р.Сакапетояном, 2008)
Награды: медаль и диплом Гиннесса (1990, 2000).

САМВЕЛ С ДЕТСТВА ОТЛИЧАЛСЯ ПРЕКРАСНОЙ ПАМЯТЬЮ, позволявшей просто запоминать то, о чем говорилось в классе. А во время учебы в университете он попал в экстремальную ситуацию: после операции по устранению близорукости ему запретили напрягать зрение. Пришлось сдавать экзамены без книг и конспектов, рассчитывая только на слух и память. Позже, когда зрение восстановилось, он не переставал тренировать свою память, параллельно активно занимаясь йогой, в том числе дыхательными упражнениями, благодаря которым ему удавалось максимально концентрироваться во время запоминания.
Однако если б все сводилось только к наращиванию собственных способностей, Гарибяна бы воспринимали сейчас как фокусника, не более того. Но ему удалось не только создать свою авторскую методику развития памяти, но и адаптировать ее в самой востребованной сфере – изучения иностранных языков.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ: «Честно говоря, мне уже опостылели статьи, где говорится о моей методике, мне это уже не интересно. Вопрос, который меня сегодня волнует в гораздо большей степени, – чем конкретно я могу быть полезен своему народу. И то, что я не могу принести реальную пользу своей стране, меня очень тяготит. Теоретически мог бы хоть сейчас поехать в Ереван на пару недель и в больших залах обучать людей своей методике – совершенно бесплатно – если, конечно, это предложение найдет отклик у кого-нибудь в правительстве. Или у частного лица, способного обеспечить помещение и информационную поддержку».

И ВСЕ ЖЕ БЕЗ РАЗГОВОРА О СУТИ МЕТОДИКИ НЕ ОБОЙТИСЬ – хотя бы в общих чертах. Известно, что лучше всего информацию запоминают младенцы. Если любого двухлетнего младенца отвезти в Китай и оставить на некоторое время, то он без всяких методов скоро будет шпарить по-китайски. Вопрос: почему? Возникает автоматический ответ, что у младенцев мозги свободные, пустые, их легко всем заполнять, а когда человек взрослеет, то у него все занято и некуда впихнуть информацию. На самом деле дети просто воспринимают информацию на уровне темперамента, на уровне эмоций. А когда человек взрослеет, эмоции у него притупляются — он уже не может полноценно радоваться, удивляться, восхищаться и, соответственно, уже и запоминать хорошо не может.

Человеческий интеллект — вещь ненадежная, полученная нами всего лишь несколько тысяч лет назад. В отличие от него, природные инстинкты — страх, голод, секс — формировались в человеке на протяжении миллионов лет. Поэтому ключом к долговременной памяти является ассоциативное мышление, опирающееся на природные инстинкты. Хорошо запоминается то, что вызывает наиболее сильные эмоции.
У меня на столе последнее издание словаря «Английский без английского». 3500 английских слов и ключей-сюжетов к ним. Эти ключи-ассоциации подчас достаточно фривольны, нередко откровенно неполиткорректны, но всегда щедро окрашены эмоционально.

«Неполиткорректность» Гарибяна достаточно избирательна, точнее – имеет свою идеологию. Вот всего лишь два примера:
Вот так исподволь, в процессе изучения английского, в подсознание читателя закладываются и ассоциативные ключи.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ: «Я и Примакова задействовал в словаре:‘prim’ [прим] – чопорный: (Прим-аков) – чопорный и неприятный человек.
Помните, он ведь на протяжении всего карабахского противостояния занимал откровенно проалиевскую позицию?»

ОБ ЭТОМ НЕ ПРИНЯТО СПРАШИВАТЬ ВПРЯМУЮ, да и недостойное это дело – считать деньги в чужом кармане. Конечно, Самвел не бедствует, но назвать его человеком очень обеспеченным – не только по московским, но и по ереванским меркам – было бы преувеличением. Тем не менее год назад Гарибян взялся за заведомо убыточный проект – составление по своей методике и издание словаря «Армянский без армянского». Пусть словарь этот дает лишь поверхностные, элементарные знания о языке, но и эта капля станет для кого-то отправной точкой для дальнейшего изучения родной речи. То, что проект этот своевременный и необходимый, у меня никаких сомнений не вызывает — в Москве динамика ассимиляции действительно удручающая.

Так ведь Самвел не только издал, что само по себе удовольствие не из дешевых, но и бесплатно раздает тысячи экземпляров армянской общине Москвы, Краснодарского края и Ростовской области.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ: «Я ведь переехал в Москву по экономическим соображениям. В 1998 году заработать в Армении на жизнь было очень трудно. К тому же незадолго до отъезда я совершил серьезную ошибку – принял участие в избирательной кампании председателя Демократической партии Арама Саркисяна. Не только свое имя, свой авторитет использовал, но и финансово вложился. А когда мне позже потребовалась помощь, Саркисян проявил чудеса неблагодарности… Нет, я не злопамятный, просто у меня неплохая память».

У САМВЕЛА ГАРИБЯНА НЕМАЛО ИДЕЙ, проектов и уже начатых дел, не связанных напрямую ни с мнемоникой, ни с феноменальными способностями самого Самвела. В частности, его оригинальная система борьбы с коррупцией сейчас обсуждается на достаточно высоком уровне. Хотя реализация ее в такой стране, как Россия, это, по-моему, нечто из области фантастики.

Наверное, другой его проект, кажущийся еще более фантастическим, осуществить окажется намного проще. Самвел никогда не считал себя полиглотом, а тем более специалистом в области языкознания. Просто во время запоминания иностранных слов убедился в серьезности притчи о Вавилонской башне, где говорилось о существовании единого человеческого языка и о том, что Бог смешал языки. Он убежден — смешанное можно наверняка снова собрать и восстановить по кусочкам, по аналогии с собиранием кубика Рубика. Более того, уже вычислил, как это сделать, и получил авторское свидетельство на алгоритм создания единого языка.

Самвел Гарибян лелеет надежду, что колыбелью нового языка станет Армения. Это ведь закономерно и символично, считает он, если после Великого потопа жизнь на Земле начала возрождаться в Араратской долине, пусть здесь и возродится смешанный когда-то Богом единый язык. Правда, тут уже потребуется серьезная поддержка на государственном уровне. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Вот уже лет 30 с тех пор, как сдал последний экзамен в институте, мне самому английский язык вроде без надобности. По работе, да и в личной жизни, легко обхожусь армянским, русским и грузинским устным. Но сейчас, через неделю после встречи с Самвелом Гарибяном, вдруг осознал, что английские слова «gate» и «recent» вместе со своими ассоциативными ключами с ненужной отчетливостью засели в памяти. Явно надолго. А может быть, – навсегда.