В настоящее время органы местного самоуправления собирают налог на землю и налог на недвижимость, формируя из них собственные бюджеты, которых не хватает на нужды общин. А нужды эти требуют серьезных финансов: где трубу новую проложить, где муниципальное здание отремонтировать или новое построить, школы, детсады, медпункты, местные дороги, не говоря уже о зарплате служащих. Вот и субсидирует государство дырявые местные бюджеты из госбюджета.
В прошлом году собираемость местных налогов в общем бюджете наших общин в среднем по республике составила 42%. Остальное додал госбюджет. Правительство предлагает ввести новые виды налогов: гостиничный, с продаж, на незавершенное строительство, на неиспользование земель сельскохозяйственного значения, на нецелевое использование предназначенных для застройки земель, на размещение рекламы на принадлежащих общине объектах, на парковки транспортных средств, на занятие общественных территорий. На первый взгляд все эти виды налогов призваны не только пополнить казну общин, но и привести в порядок хозяйства многих наших сел и городов. К примеру, объекты незавершенного строительства, которые годами разносят пыль по округе, да еще своим неэстетичным видом напоминают о нашей горькой доле — бытие в вечно развивающемся государстве. Ну и туристов еще отпугивают.
Неиспользование сельхозземель — тоже проблема. Пусть пашут да сеют — нечего богатству пропадать, когда на земле голодает миллиард человек. Общественные территории тоже не стоит занимать бытовым или строительным мусором, кузовами отслуживших свой век транспортных средств…
Но, к примеру, облагать налогом первые ростки инфраструктуры туризма — даже и не гостиницы, а постоялые дворы где-нибудь в селе Ахпат, — значит, чесать одной гребенкой мирового воротилу туристического бизнеса «Марриотт» и предприимчивую сельскую семью — пионера малого бизнеса. На этот факт обратил внимание оринацеркировец, депутат Хачик Арутюнян: «У нас туристическая сфера заявлена приоритетом. Не коснется ли введение налога на гостиницу развития туризма?». Конечно, коснется. Одной из проблем нашего туризма является неразвитость и дороговизна инфраструктур. И не только в глубинке, но и в столице. Признать это не боится и государство. С одной стороны, пополняя местные бюджеты, мы повысим степень ухоженности наших общин, но зачем трогать и без того дорогие по меркам любой страны гостиницы? Не надо налога на гостиниц, даже дифференцированного по столице и марзам.
Земли сельхозназначения составляют тысячи гектаров и немалая их часть испорчена, засолена. Ставить крестьянину в вину, что он не тратит миллионы драмов на их мелиорацию — просто неадекватно. Кроме того, многие земли не используются, поскольку их собственники в республике не проживают. Ввести налог на эту землю, когда государство не протягивает руку помощи ее собственнику, означает лишь передел собственности. Через некоторое время, когда накопятся долги по налогу на неиспользование земли, она будет отобрана у крестьянина по совершенно законной схеме: долги — суд — арест собственности — отчуждение — покрытие долгов. Конечно, земля должна «работать», конечно, укрупнение фермерских хозяйств необходимо, но не таким жестким способом.
Не все виды налогов достойны критики. К примеру, налог на парковку транспортных средств. В настоящее время, особенно в столице, в этой сфере проворачиваются миллиарды неучтенных драмов. По некоторым оценкам, более 20 млрд драмов только в столице ежегодно автолюбители оставляют «надзирателям». Вникните в эту цифру, которая течет в карманы неизвестных лиц, ни копейки не вложивших в «бизнес». Они используют проезжие части улиц, тротуары и иные территории, за благоустройство которых налогоплательщики платят в любом случае. Плюс сбор в 100 или даже 200 драмов за каждую парковку, которые способствуют резкому обогащению неизвестных групп лиц, несуществующих организаций, теневых воротил. А эти территории могли бы приносить нехилую прибыль тем же общинам, которая пошла бы на благоустройство улиц, площадей, тротуаров, а не на роскошные джипы или дачи отдельных наших соотечественников.
В выступлении представителя партии «Наследие» Армена Мартиросяна прозвучала трезвая нотка критики. Он заметил, что при слабом централизованном контроле введение новых видов налогов нецелесообразно. Резон кроется в том, что руководители местных общин, как правило, управляют общиной бесконтрольно, они очень быстро превращаются в своевольного «пета» села, города, целого марза. И здесь необходим контроль не центральный, а народный, поскольку кроме марзпетов и столичного градоначальника иные местные руководители избираются путем прямых выборов. А наши выборные механизмы не позволяют избирателю эффективно контролировать действия местных властей. Это стало такой избитой истиной, что даже такие радикальные оппозиционеры, как Мартиросян, забывают о том, что контролировать местные власти обязано не столько правительство, сколько сами избиратели. Что глава села должен дрожать не при виде входящего звонка на своем мобильном из Министерства территориального управления или центрального офиса его партии, а когда поля общинных фермеров в июльскую жару будут сохнуть без воды или когда со сбытом продукции того или иного хозяйства возникнут проблемы. Тогда он как отец родной будет печься о новых и старых налогах, о развитии общины, о занятости людей и эстетической стороне добра, вверенного ему избирателями, а не правительством или партией.
Любопытно, что, впрягшись в благородное дело защиты рядового налогоплательщика, никто из депутатов не выступил с таким дельным предложением, к примеру, как введение «местного» налога на роскошное движимое или недвижимое имущество. К примеру, прогрессирующий налог на транспортное средство, стоимость которого превышает $30 тысяч. Или для недвижимого имущества, стоимость которого переваливает за $100 тысяч. Или с инициативой пересмотра кадастровых цен на дорогое имущество, которые сегодня до глупого скромны. Вероятно, что такая перспектива коснется 99% наших законодателей, но будет способствовать равномерному социальному распределению экономических благ. Однако обсуждение предложенного правительством законопроекта отложили на 15 дней. Может быть, за это время обнаружится среди депутатов белая ворона, которая кроме желания заработать дешевые дивиденды вспомнит о своем реальном предназначении на этом посту?