Обозначены приоритеты
— Сахарная свекла теперь станет у нас королевой полей?
— Думаю, надолго и вполне обоснованно. Приведу ряд убедительных доводов. Сахарный завод в Ахуряне родился не в порядке экспромта, а в результате тщательного анализа всего комплекса сопутствующих факторов. На первый взгляд может показаться, что мощность предприятия значительно завышена: потребность страны в сладкой продукции в прошлом году составила всего 90 тыс. тонн. А завод рассчитан на производство 250-300 тыс. тонн в год. Конечно, разработчики изучили потребности не только внутреннего рынка, но и соседних стран — Грузии, Ирана, Турции. Так что есть реальная возможность экспортировать продукцию и получать значительный доход. На начальном этапе Сахарный завод будет работать 7 месяцев на привозном сырье — сырце (полуфабрикате), 3 месяца — на местной свекле и 2 месяца осуществлять текущий ремонт.
Администрация завода на договорной основе будет обеспечивать свекловодов семенами, удобрениями и оказывать техническую помощь в обработке пашни и, что не менее важно, выдавать денежный аванс на период до сбора и реализации урожая. Всего на поле будут заняты 15-20 тыс. человек, на заводе — 1 тысяча.
Сейчас горячая пора: рабочая группа, сформированная из лучших специалистов завода, областных управлений сельского хозяйства и центров содействия сельскому хозяйству, во главе с первым заместителем министра сельского хозяйства Самвелом Аветисяном готовит, так сказать, почву, чтобы осенью в Шираке, Лори под посевами сахарной свеклы оказались от 500 до 1 тыс. га. Отмечу, что предусмотренные под свеклу земли еще недавно были картофельными плантациями. Последние два года, как известно, из-за излишков урожая и отсутствия рынка сбыта у крестьян возникли определенные трудности с реализацией картофеля. Поэтому было принято решение на урезанном клине выращивать свеклу, рентабельность которой не вызывает сомнений. Ведь завод ежедневно может принимать 4 тыс. тонн сахарной свеклы. По предварительным расчетам, до конца нынешнего года завод увеличит стоимость ВВП отрасли на 20 млрд драмов. Ежегодно мы будем наращивать объемы производства сахарной свеклы, увеличивая площади посевов вплоть до предельных 5 тыс. гектаров.
Теперь вкратце о второй программе, которая также направлена на решение существующих в растениеводстве проблем. Сегодня из 450 тыс. га пашни используются лишь 175 тыс. га. Причина одна — зерновые культуры не приносят дохода. С 1 га земледельцы получают всего 1,7-2,2 тонны зерна, что едва покрывает расходы. Низкие урожаи — результат отсутствия высокопродуктивных семян, нехватки качественных и доступных по цене удобрений, неприменения севооборотов. Что предусматриваем? FAO финансирует приобретение 100 тонн оригинальных семян. Мы должны наладить в местных государственных и частных семеноводческих хозяйствах производство суперэлитных семян в соотношении 1:10. А в следующем году из полученной 1 тыс. тонн суперэлитных семян вновь вырастить и собрать семена первой репродукции опять в соотношении 1:10.
Кроме этого, есть договоренность между президентом Армении С.Саргсяном и губернатором Ульяновской области России С.Морозовым о выделении нам 5 тыс. тонн элитных семян пшеницы. Нынешней весной будут также решены вопросы по своевременной доставке качественных минеральных удобрений. Словом, реализация названных и целого ряда других крайне необходимых программ, разительно изменит возможности нашего земледелия. К 2020 году в растениеводстве будут внедрены новейшие технологии, а следовательно, вырастут объемы урожая и экспорта. Впрочем, серьезные перемены уже происходят и в животноводстве.
Снизить импорт и увеличить экспорт
— Овцеводство, судя по представленной в правительство программе, станет преуспевающей отраслью?
— Простые арифметические действия показывают, что мы весьма неэффективно используем наши пастбища. В стране 1 млн 116 тыс. га пастбищ. Эти естественные угодья дают нам шанс уже к 2020 году увеличить поголовье овец в 3 раза, т.е. довести их численность до 1,5 млн. Считаю, что и это не предел. В советские годы колхозно-совхозные отары нередко достигали 2,5 млн голов. Что мы предлагаем в программе? В первую очередь на средства Всемирного банка в 2011 году начать работу над улучшением состояния пастбищ: строить дороги, проводить воду и электричество. Параллельно мы готовимся завезти в страну большое количество племенного молодняка из Австрии, Германии и Франции, чтобы в крестьянских хозяйствах ускорить процесс замены поголовья на высокопродуктивные породы. Овцы немецкой восточно-фризской породы считаются самыми высокоудойными породами в мире. Удои от овцематки достигают 600 кг за лактацию, а у отдельных особей — 1 тонны при жирности 6% (белка — 5%). Средний живой вес баранов этой породы достигает 110-130 кг, а овцематок — 70-100 кг, настриг шерсти (тонкорунной) — 5-7 кг.
Другая порода, которую мы собираемся завезти, — немецкий суффольк. Это мясная порода (живой вес баранов достигает 160 кг), ягнята скороспелые. И наконец, еще одна порода — немецкий тексель, классическая мясная порода опять же с очень высокими племенными показателями. Отмечу, что все три породы быстро созревают и дают потомство в годовалом возрасте, тогда как наши местные породы рожают только в 1,5-годичном возрасте. 95% племенных овцематок дают двойной приплод (местные породы только в 20% случаев дают близнецов). В 5-6 месяцев племенные животные набирают вес в 40 и более килограммов, тогда как наши только к году достигают отмеченного веса. Молочные породы дают молока больше в несколько раз. Программа развития овцеводства предусматривает также полноценное использование овечьего молока, шерсти и шкурок. А пока мы остаемся страной, которая ежегодно завозит недостающее количество мяса. Мы должны восполнять этот пробел, производить и говядину, и баранину, и свинину, и птицу на месте в таких объемах, чтобы еще какое-то количество экспортировать. Сейчас уже можно заметить тенденцию снижения объема импортируемого мяса. Если, к примеру, в 2008г. в страну было завезено 15,4 тыс. тонн буйволиного мяса, то уже в прошлом году — всего 10,4 тыс. тонн. В 2008г. завезли 38,3 тыс. тонн птичьего мяса, а в прошлом — ровно на 10 тыс. тонн меньше. Импорт свинины в позапрошлом году составил 7,5 тыс. тонн, в минувшем — 5,1 тыс. тонн. Однако в производстве колбасных изделий доля местного мяса составляет всего 10%. Этого мало, и мы планомерно вплоть до 2020 года будем увеличивать процентное соотношение, пока не получим обратной картины.
Надо сказать, что бурая кавказская порода крупного рогатого скота, которая составляет более 90% нашего мясного и молочного стада, нас никак не устраивает. Показатели их продуктивности так низки, что если даже общее поголовье крупного рогатого скота мы доведем до 800 тыс. (а сейчас их 585 тыс. голов), то опять же прорыва не будет. Изобилие мяса и молока, а значит, и доступные цены придут, когда в стаде возобладают высокопродуктивные животные. С этой целью мы собираемся закупать из европейских стран такие породы, как галловейская, абердин-ангусская, хайланд. Эти животные очень неприхотливы, дают высокие показатели в суровых природных условиях, не нуждаются в крыше над головой. Живая масса в 2-3 раза больше нашей буренки. Такие животные уже отлично прижились в Арзнийском племенном хозяйстве и считаются весьма перспективными в местных условиях. Конечно, мне не раз приходилось слышать и возражения, мол, и в прошлом не раз пытались заменить племенное стадо, но все завершалось тем, что в стаде оставались опять только буренки. Думаю, что начатое дело надо доводить до конца. Тогда и результат будет непременно позитивный.
Однако вернемся к нашим баранам. Недавняя дискуссия в обществе, связанная с экспортом 117 тыс. голов ягнят и выбракованных овец в Иран, заставила нас взглянуть на вещи по-новому. Оказалось, что до сих пор такой прибыли от овцеводства мы просто не получали. Сделка составила 5-6 млрд драмов, что однозначно было выгодно и крестьянам, и государству. Огромный иранский рынок нуждается в баранине, и для нас это мощный стимул развивать овцеводство. А если считать, что и некоторые арабские страны не прочь закупать у нас баранину, то перспектива отрасли становится еще радужней.
Продажа некоего количества овец в соседний Иран никоим образом не отразилась на воспроизводстве стада. Уже в конце 2009г. поголовье овец вновь было на уровне 560 тыс. голов, поскольку, в соответствии с моим приказом, вывозились только баранчики и непригодные для потомства овцы. 430 тыс. овцематок остались в качестве золотого фонда и весной нынешнего года приплод вновь составит не меньше этой цифры. Как правило, 50% приплода составляют баранчики, которые должны быть реализованы. Увеличение поголовья мелкого рогатого скота непременно приведет к снижению цен на мясо. А возросшие доходы фермеров от экспорта баранины оздоровят социально-экономическую ситуацию на селе — особенно в горных и высокогорных сельских общинах, где нет условий для растениеводства, но имеются обширные пастбища, пригодные для разведения овец.
