Интересно, что Украина и Азербайджан проводили скрытые военно-финансовые операции не только между собой, но и уже совместно с другими государствами. Так, после катастрофы в небе над Китаем в 2005 году украинского Ил-76 выяснилось, что вместе с украинским экипажем в самолете находился и азербайджанский военный летчик. В то время министр обороны Азербайджана С.Абиев отчаянно пытался отстраниться от этой истории и уверял, что он не ведал о сопричастности азербайджанского офицера к незаконным поставкам оружия из Украины террористам.
Последним из ставших достоянием общественности примеров украинско-азербайджанского сотрудничества с террористическими организациями стал задержанный в Таиланде самолет с несколькими тоннами вооружения и боеприпасов. В ходе следствия выяснилось, что самолет, запутывая следы преступления, вылетел из Украины в Азербайджан, затем в Северную Корею и уже оттуда — в Таиланд.
Необходимо отметить, что отчеты FATF, объединяющей 35 ведущих финансовых разведок мира, в мировых финансовых кругах сомнениям не подвергаются и сильно влияют на их отношения с государствами, грешащими преступной деятельностью. В частности, попадание в эти отчеты в первую очередь отражается на инвестиционных притоках в государство. Для Азербайджана проблема усугубляется еще и доказанными американским судом случаями взяточничества со стороны нынешнего и предыдущего президента. Не прибавили доверия И.Алиеву и массовые приобретения для своих детей фешенебельных особняков в престижном районе Дубая на общую сумму в $75 млн. При этом мировая пресса не преминула упомянуть, что зарплата президента Азербайджана составляет «всего» лишь $228 тысяч в год.
Взяточничество и отмывание преступных доходов от нелегальной деятельности хотя и являются злом и уголовно наказуемыми действиями, все же мир намного более беспокоит связь Азербайджана с террористическими организациями. При этом следует учесть, что если некоторое время Азербайджан пользовался услугами террористов и финансировал эти организации, то в последние годы уже сам превратился в поставщика и даже организатора и экспортера собственно азербайджанских террористических организаций. Речь идет не о финансируемых Азербайджаном организациях вроде Курдской рабочей партии, которую при определенных условиях можно причислить к повстанческим отрядам национально-освободительного движения. В мировом террористическом сообществе роль Азербайджана гораздо значительнее.
Основу взаимодействия Азербайджанской Республики с террористическими организациями заложил еще Гейдар Алиев, ныне провозглашенный «общенациональным вождем» этой республики. При Гейдаре Алиеве, например, для участия в агрессии против Нагорно-Карабахской Республики из Афганистана в Азербайджан были «приглашены» свыше 3200 афганских моджахедов из возглавляемой Гульбеддином Хекматияром террористической организации «Хизб-и-Ислами». Это тот самый Г.Хекматияр, что в начале 2007 года заявил журналистам пакистанского телевидения, что в 2001 году его боевики спасли от американских войск Усаму бен Ладена и его ближайшего помощника Аймана аз-Завахири.
С течением времени связи официального Баку с мировым террористическим движением только укреплялись. В агрессии Азербайджана против НКР набирались кровавого опыта Шамиль Басаев и Хаттаб, Доку Умаров и Салман Радуев и многие другие лица, впоследствии приобретшие громкую известность безжалостных убийц. К концу 1993 года Азербайджан превратился в явочную «малину» для исламских террористов со всего мира, а также перевалочный пункт для поставки финансовых ресурсов, вооружения и боевиков в «независимую Ичкерию», представительство которой легально функционировало в Баку.
Нельзя сказать, что в мире не знали о зловещей роли Азербайджана в становлении и укреплении исламского террористического движения. И хотя нефтяные и газовые богатства Азербайджана становились причиной снисходительного отношения мирового сообщества к отдельным «грешкам» этого государства, все же время от времени некоторые страны жестко реагировали на организацию азербайджанской властью райских условий для террористических организаций. Так, в октябре 2002 года МИД Великобритании официально причислил Азербайджан к государствам, в которых активно действуют террористические организации, угрожающие безопасности и жизни иностранцев. Официальный Лондон рекомендовал своим гражданам не ездить в Азербайджан, так как «угроза террористических нападений на иностранцев там весьма высока». И хотя МНБ Азербайджана выступило тогда с опровержением и заявило, что в республике «царит спокойствие и мир», факты говорили об обратном.
Азербайджан был включен в опубликованный Вашингтоном список государств, в которых функционируют ячейки «Аль-Каиды». Несколько лет подряд Комитет по безопасности Государственной Думы России указывал (и указывает) на Азербайджан как на государство, поддерживающее тесные связи с чеченскими и афганскими террористическими структурами. К неблагонадежным государствам, в которых существуют центры по подготовке международных террористов, причислила Азербайджан и Канада. Интересно, что Оттава рекомендовала своим консульским учреждениям при выдаче виз на въезд в страну уделять особое внимание гражданам Азербайджанской Республики, а также «тем, кто хотя бы раз там бывал».
Списки государств-пособников террористических организаций были опубликованы после трагедии 11 сентября. Но еще до этого американские (не азербайджанские!) спецслужбы арестовали в Баку шефа отдела военных операций террористической организации «Исламский джихад» Ахмеда Салама Мабрука, обвиняемого в причастности к теракту в Найроби. Спустя пару месяцев агенты ЦРУ выследили и захватили в Азербайджане еще двух активистов этой группировки – Хафиса Мабрука и Ясира аль-Сирри.
Кстати, произошедшие одновременно 7 августа 1998 года кровавые теракты в Найроби и Дар-эс-Саламе, во время которых были взорваны американские посольства, имеют прямое отношение к окопавшейся в Азербайджане террористической организации «Джейшуллах», включенной Госдепартаментом США в список 39 наиболее опасных экстремистских группировок мира. «Джейшуллах» («Армия Аллаха») находится в тесном контакте с террористическим группировками в других государствах мира и выступает в качестве филиала «Аль-Каиды» в Азербайджане.
Общеизвестно, что до терактов против американских посольств в столицах Кении и Танзании лидер «Аль-Каиды» Усама бин Ладен свыше 60 раз звонил в Азербайджан. Однако мало кто знает, что факсимильное сообщение, содержащее приказ о взрыве американского посольства в Кении, было отправлено именно из Азербайджана. Интересно, что за день до трагических событий в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года Исследовательская служба Конгресса США обнародовала специальный документ о деятельности Усамы бин Ладена и «Аль-Каиды» на территории Азербайджана.
В Азербайджане и сегодня функционируют многочисленные экстремистские террористические организации, многие из которых – «Хизбут-тахрир», «Ихавиуль-муслимин», «Исламский джихад», «Джейхуллах», «Гутбие» — тесно связаны и координируют свои действия с организациями идентичной направленности в других государствах. Кроме них в Азербайджане действуют террористические группировки регионального значения: «Лесные братья», «Нурчилар», «Имарат Кавказа»… Интересующиеся темой могут ознакомиться здесь с сайтом (http://milleti-ibrahim.com/ru/) одной из азербайджанских террористических организаций.
Таким образом, можно констатировать, что список FATF, носящий информационно-рекомендательный характер, в то же время отражает реальное положение вещей в Азербайджане. И если в случаях с включением в список неблагонадежных стран «оси зла» — Иран, Сирия, КНДР – можно заподозрить политическую подоплеку, то у Баку подобных оговорок просто не может быть. Азербайджан все больше увязает в трясине всеобщей коррупции и покровительства международному терроризму, и во главе этого явления традиционно-наследственно находятся первые лица республики.
26 февраля текущего года, за три недели до обнародования FATF доклада о государствах, замешанных в отмывании преступных доходов и «недостаточной борьбе» с террористическими организациями, в дагестанской газете «Новое дело» была опубликована статья (http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=2218) Марко Шахбанова и Магомеда Абдурашидова: «Южный Дагестан». В статье содержится знаменательная фраза: «На данный момент самым влиятельным игроком в Южном Дагестане фактически является президент соседнего Азербайджана Ильхам Алиев». Однако авторы, довольно объективно рассказывающие о вмешательстве президента Азербайджанской Республики в этническую, экономическую и политическую жизнь Южного Дагестана, воздержались от анализа истоков политических возможностей Алиева на территории России, ограничившись констатацией факта присутствия значительного массива этнических азербайджанцев в Южном Дагестане. Между тем влияние Ильхама Алиева на соседний Дагестан зиждется не только и не столько на факторе наличия поддерживаемой им азербайджанской диаспоры, сколько в первую очередь на контролируемых Азербайджанской Республикой террористических организациях. В постоянно сотрясаемом кровавыми терактами Дагестане, где многие вынуждены жить в страхе за своих родных и близких, а политические пристрастия носят кланово-этнический характер, террористический фактор приобретает все большую значимость.
