Древние авторы рассказывали, что во II в. до н. э. – II в. н. э. в Армении было восстановлено и построено более 20 благоустроенных городов, а мы попытаемся восстановить картину градостроительства в Армении хотя бы за последние 60-70 лет.
В советский период в связи со стремительным ростом населения надлежало заботиться о благоустройстве старых и основании новых городов. С 1920 года в течение более чем 50 лет строились новые, благоустраивались и реконструировались старые города, прокладывались дороги, возводились современные здания. Для каждого из городов создавались генеральные планы (этим занимались «Армгоспроект», «Армпромпроект», «Сельхозпроект» и др.) с учетом сохранения живописной природы, сложного рельефа, наличия вблизи древних и средневековых архитектурных ансамблей, к которым необходимо было проявлять бережное отношение (к сожалению, не во всех случаях это делалось). Это отношение зодчих ярко проявилось во многих городских ансамблях. К примеру, выразительность архитектурного ансамбля городской площади Капана подчеркивает и дополняет окружающая природа — зеленые склоны ущелья Вохчи и гора Хуступ, которые являются ее фоном, а также река Вохчи, окаймляющая площадь с юго-востока. Тот же эффект имеют площади и в других городах – Джермуке, Алаверды, Ехегнадзоре и др.
Если на момент установления советской власти в Армении городское население составляло лишь 9%, то к 1970-м годам оно достигло почти 60%. При этом надо отметить, что 60% промышленности Армении было сконцентрировано в Ереване. Такое положение продолжалось почти до середины 50-х годов. В начале 60-х было стимулировано развитие средних и малых городов, что диктовалось необходимостью равномерного распределения населения по остальным городам Армении.
Проектный институт «Армгоспроект» (архитекторы П.Туманян, Л.Эйвазова, Э.Тащян, А.Манвелян, В.Хачикян) составил районную планировку всей территории Армянской ССР с учетом развивающейся промышленности. Построенные из разноцветного туфа, города отличались неповторимостью и живописностью, хотя и с элементами схематизма в некоторых случаях, что объяснялось темпами быстро растущего объема строительства.
В прилегающих к Еревану районах стали создавать города-спутники с собственной промышленностью. Со строительством новых железных дорог (Ереван-Севан), автомобильных магистралей, гидроэлектростанций и ТЭЦ, газификацией Армении стали интенсивно развиваться города, расположенные на линии Ереван- Севан (Абовян, Гагарин, Чаренцаван, Раздан). Раздан, застроенный по генеральному плану архитектора Марка Григоряна, после сооружения крупнейших в Закавказье ТЭЦ и горнохимического комбината стал одним из важных промышленных центров Армении. Это были города, население которых исчислялось десятками тысяч; оживленные, благоустроенные, с хорошим транспортным сообщением.
В последние 20 лет картина резко изменилась к худшему. В значительной степени обезлюдевшие, с остатками населения преимущественно старшего поколения, оставшегося без работы, они производят более чем удручающее впечатление. Жизненный уровень упал до предела, что естественно в условиях сплошной безработицы. Города пришли в ветхость, а ведь на их создание и содержание были затрачены огромные средства. Но самая большая ценность – это человек, жители этих регионов, благодаря которым удавалось поддерживать программу сравнительно равномерного распределения населения по республике. Об этой серьезной проблеме говорит сегодня председатель Союза архитекторов Армении Мкртич МИНАСЯН:
— С 90-х годов остановились все промышленные предприятия названных городов, хотя некоторые из них с давних времен имели традиционные виды производства, развившиеся в советский период — Аштарак, Капан, Алаверды, Иджеван, Мегри, Горис. Разрушилась вся инфраструктура, остановилось железнодорожное сообщение, благодаря которому в основном и осуществлялся подвоз сырья и вывоз готовой продукции. Естественно, жители этих городов лишились рабочих мест. Города, где по разным причинам перестали действовать промышленные предприятия, умирают. В этих городах не ремонтируются здания, не поддерживаются городская инфраструктура, жилищный фонд. Мы теряем их физически. А ведь в советский период много сил и средств было вложено в осуществление программы Север — Юг для оживления всей зоны от Мегри до границы с Грузией. В каждом населенном пункте были построены добротные здания – школы, техникумы, институты, больницы, дворцы культуры и т.д. Я не говорю уже об архитектуре промышленного строительства, которая являлась достижением армянских зодчих советского периода: завод искусственного волокна в Кировакане, флотационная фабрика в Капане, Разданская ГРЭС и т.д. Общественные сооружения и административные здания, построенные в некоторых селах, также отличались удачными образцами. К сожалению, и эти здания либо разрушаются, либо частично используются теми, кто их приватизировал.
Даже такие гиганты горнодобывающей промышленности, как Капанский и Алавердский меднорудные предприятия, сегодня работают всего лишь на часть своих мощностей. Незначительные сегменты городов живут за счет сельскохозяйственного производства. Но безработица вынуждает людей устремляться в столицу, в связи с чем Ереван уже государство в государстве. Между тем Ереван не должен больше разрастаться. Его необходимо разгрузить, ибо из-за перенаселенности нарушается городской баланс. Но для этого нет условий, ибо в маленьких городах нет работы, хотя эти города и их промышленность в свое время и решали вопрос разгрузки Еревана и правильного распределения населения республики, его занятости.
Сегодня на государственном уровне делаются попытки решить этот вопрос в новых экономических условиях. Выделено несколько городов со своей инфраструктурой для их поддержки в приоритетных направлениях: Цахкадзор — зона отдыха; Джермук – здравница; Дилижан – финансовый центр. К сожалению, нет пока подобной программы для таких городов, как Чаренцаван, Гагарин и др., а также для ряда сел, что создает угрозу их жизни. Я достаточно часто езжу по Армении и имею возможность сравнить то, что было и что стало с большинством средних и малых городов и сел. Население пострадало не только материально, но и морально. Не во всех селах работают в полном режиме школы, нет медучреждений; не везде налажена телефонная связь, бездорожье, представители разных сект буквально атакуют людей, внедрились в школы, в жизнь сельчан. Оставшись без работы, а значит, и без средств к существованию, люди, к сожалению, «хватаются за соломинку», роль которой и выполняют секты. Необходимо срочно находить выходы из этой экстремальной ситуации и хоть как-то налаживать жизнь и быт городов и сел.
— Как, на ваш взгляд, возможно сегодня спасти людей от безработицы, сохранить то, что еще можно и нужно уберечь?
— Во-первых, надо восстановить дороги и создать на местах хотя бы мелкие сельскохозяйственные предприятия, чтобы занять население, обеспечить и поднять его жизненный уровень. Надо поощрять и помочь наладить предпринимательство. В противном случае отток населения из этих сел и городов будет продолжаться и их уже не удастся реанимировать.
— Одним из приоритетных направлений сегодня объявлен туризм, ибо Армения располагает огромным потенциалом и возможностями для его развития. Однако должны быть существенно реконструированы бывшие турбазы, построены заново мотели, кемпинги, соответствующие современным требованиям новые гостиницы, гостевые дома, пансионаты. Некоторые из них приватизированы и приведены в надлежащее состояние, но их очень мало. Чаще приходится сталкиваться с тем, что в приватизированном здании обустроена пара кабинетов под офис, а остальное в катастрофическом состоянии дожидается «лучших времен». Это же не решение задачи…
— В Армении, богатой минеральными водами и удобными для отдыха местами, было развито курортное строительство. Здравницы в Джермуке, Арзни, Анкаване, Арзакане, Дилижане пользовались заслуженной славой и популярностью далеко за пределами Армении.Это все надо вернуть к жизни, это тоже создаст кроме всего прочего рабочие места.
Еще в советский период был составлен проект планировки застройки берегов озера Севан и превращения его в международный туристический центр. Частично работа осуществляется частными лицами, но возможностей преобразования берегов озера Севан еще достаточно. Есть необходимость возродить дачный городок Цахкадзор и его крупный комплекс спортивной базы, созданный там в 1967 году. Опять-таки работа сегодня ведется, но, к сожалению, очень замедленными темпами.
Вблизи всех этих мест есть замечательные памятники старины. С улучшением жизненных условий население вновь будет оседать на местах. По мере восстановления разрушенного быта люди будут, как прежде, глубже интересоваться своей историей, следить за памятниками. Одновременно придет в движение и архитектура.
Наши зодчие готовы предложить архитектуру, созвучную местной природе, со свежей интерпретацией традиций армянского зодчества, что всегда являлось отличительным качеством наших проектов. Но на сегодняшний день пока все заморожено, а серьезные проблемы еще ждут решений.