Говоря о проблемах сельского хозяйства Самвел Аветисян отметил, что Армения — страна с небольшим населением, но мы не можем обходиться без импорта продовольствия. В аграрном секторе слишком много проблем, что снижает эффективность производственной деятельности во всех звеньях. С другой стороны, на селе отсутствует альтернативная работа. Если раньше в одном колхозе или совхозе в среднем были заняты 300 человек, то еще несколько сотен трудоспособных сельчан работали на стройках, заводах и фабриках райцентра. Сегодня всего этого нет, и хозяйствующие субъекты постепенно осознают, что государство не в состоянии делать все и надо развиваться самим, искать выход в совместном труде, создавать кооперацию.
Село перестало быть многофункциональным, и это отразилось на производственных показателях. Не используются 190 тыс. га пахотных земель. Это — угроза нашей продовольственной безопасности. Конечно, пережитый кризис отразился и на аграрном секторе. Подскочили розничные цены на некоторые продукты и, наоборот, снизились закупочные цены, а значит, соответственно, и доходы крестьян. По словам замминистра, хотя все госпрограммы идут в русле общепринятых во всем мире, тем не менее результаты разнятся.
В странах Европы на развитие сельского хозяйства, как правило, выделяются значительные бюджетные средства. Фермеры получают солидные субсидии, и они скорее менеджеры, имеющие надежных партнеров. Армянский фермер оставлен на произвол судьбы, госструктуры не могут зачастую протянуть ему руку помощи. Не хватает кредитов, техники, семян, удобрений и т.д. Опыт последних двух десятилетий показал, что наши земледельцы в 8-10 раз меньше используют минеральных удобрений и в 15 — пестицидов.
Сама ситуация подсказывает, что надо переходить на органическое земледелие. В Венгрии за один год на 300% выросла продукция органического земледелия, в Чехии — на 210%. Есть над чем задуматься. Мы перерабатываем только 8% производимых овощей. Это плохо, так мы не создадим своих брендов. Наша страна занимает второе место в мире по уровню газификации. Это серьезный козырь, но как мы это используем? Из-за нехватки денег правительство не может пойти на конкретные шаги по страхованию урожая. Надо попытаться это сделать, хотя бы на 50%, в рамках предстоящей кооперации. Немало проблем и в животноводстве.
Из 110 тысяч сотрудников департамента сельского хозяйства США только 10 тысяч работают в самих США, остальные 100 тысяч — в других странах в качестве представителей различных проектов и программ. Почему? Да потому, что в стране все налажено, дома делать нечего. В работе круглого стола, кстати, принимают участие как раз такие представители. HEIFER тоже делает много для армянского села, но перекроить психологию наших крестьян не удается. Не хотят и не могут наши фермеры грамотно составлять бизнес-планы, получать кредиты и возвращать долги в положенные сроки. Есть прямой резон работать в селах только с крупными фермерами: меньше риска, больше толка.
Желательно, чтобы все международные организации, прямо или косвенно содействующие сельскому хозяйству, координировали свои проекты с госпрограммами. Если есть финансовая возможность, необходимо в первую очередь закупать технику для села, 95% сельхозтехники изношено. Права Земфира АРУТЮНЯН из села Арпи Вайоц Дзора в том, что трактористы и комбайнеры диктуют цены и другой альтернативы нет. Конечно, мы создаем сейчас пилотные машинно-тракторные станции в трех марзах. Покупаем технику и отдаем в эксплуатацию. Лизинг звучит красиво, но не всегда выгоден. Дарить государство не может, и те хозяйства, которые имеют доходы, должны многие вопросы решать самостоятельно.
Участница круглого стола Кнарик ХАЧАТРЯН из Ширака сетует на то, что субсидии выдаются регионам по непонятной логике. Это не совсем так. Даем тем, где высокогорье, где земля плохо и трудно обрабатывается, где высок уровень бедности. То есть государственные субсидии, в отличие от денег зарубежных доноров, предназначены не только для производства, а выполняют и социальную роль. В Ашоцке 9 месяцев зима, в многодетных семьях дети нередко разуты. Государство учитывает все эти и другие аспекты.
Анаит КАЗАНЧЯН как глава армянского отделения международной организации озабочена вопросом: как помочь сельчанам, особенно тем, кто хочет трудиться и жить лучше? HEIFER PROJECT INTERNATIONAL придерживается принципа, что крестьянам надо давать не молоко, а корову, чтобы молоко было постоянно. Но этого мало, и ставится задача привить сельской семье модель развития, чтобы она видела свою жизненную перспективу и не уезжала из страны, не боялась трудностей. Сейчас разрабатывается новая стратегия для Армении. Но как объяснить донорам из США — американским семьям, почему в Армении многое делается плохо? Строятся каналы, но в них нет воды, дороги не служат больше года. В Грузии, к примеру, прекрасные дороги, а мы разучились строить качественно. В наших селах не хотят знаний, отвергают передовой опыт. Словом, в таких условиях успешного агробизнеса быть не может. Один из двенадцати основополагающих принципов деятельности организации гласит: «От порядка не нищают».
Тигран ОГАНЕСЯН, национальный исполнительный директор Армянского фонда ECLOF, сообщил участникам круглого стола, что его организация работает в 131 сельской общине 8 марзов. Исследования показали, что 90% семян, используемых крестьянскими хозяйствами, плохого качества. Плоды, виноград, овощи продаются прямо с поля по дешевым ценам, потому что нет условий для их хотя бы краткосрочного хранения.
Директор фонда CARD Гагик САРДАРЯН выразил несогласие с официальной установкой на всеобщую кооперацию. По его мнению, только развитая демократия в стране создает условия для успешной кооперации на селе. Кооперация не должна насаждаться сверху. CARD сейчас пытается внедрить в качестве пилотной сразу в нескольких общинах идею монокультуры «одно село — одна культура». Насколько она придется по душе армянским крестьянам?
Бурную реакцию участников круглого стола вызвало заявление председателя Федерации сельскохозяйственных ассоциаций Вардана АМБАРЦУМЯНА о том, что лоскутное земледелие может быть эффективным и рентабельным. Каким образом? Опыт Японии убеждает, что на участках в 8 тысяч кв м можно получать лучшие в мире урожаи. Но как достичь таких показателей в Армении? На этот вопрос участников круглого стола Вардан Амбарцумян ответил уклончиво, мол, необходимо объединить усилия, ресурсы, задачи и цели.
На круглом столе разброс мнений был велик. Паскаль БОККЕРС, представитель ACF-E (донорская организация швейцарских кооперативов) в Армении, пытается организовать рынок для бедных в Сюнике. 20% населения этой области живет ниже уровня бедности и, на взгляд иностранца, только такой рынок может вывести регион из нищеты. Подлил масла в огонь своими полемическими мыслями региональный лидер HEIFERа Агарон ХАЧАТРЯН.
Трезвый взгляд на многие проблемы сельского хозяйства у гюхапета села Киранц из Тавуша Амаяка НАЗАРЯНА. Если в рационе коровы только сено и солома, то высоких удоев не дождешься. Армянское село лихорадит по многим причинам, так что рецептов исцеления не напасешься.
На круглом столе, по мнению старосты, прозвучало много правды, объективных фактов, но зачастую разрозненных. Предстоит большая работа, чтобы выработать четкую стратегию действий. А строгим экзаменатором реформ будут фермеры. Станет жизнь на селе лучше, значит попали в цель. А пока село переживает упадок — и виной тому не прошлогодний кризис.