Логотип

ЛЕНТА ПАМЯТИ

ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА

— Расскажите, пожалуйста, о вашей учительнице музыки, профессоре Тбилисской консерватории Нине Сергеевне Цатуровой, – обратился я к Михаилу Николаевичу Гижимкрели, старейшему деятелю грузинского театра, ученику знаменитого Г.Товстоногова.

— Могу познакомить вас с ее дочерью. Она расскажет гораздо лучше меня, – ответил Михаил Николаевич. На следующий же день мы нанесли ей визит.
Когда мы вошли во двор старинного особняка в Сололаки на тихой Коджорской улице, N7, и ступили на крутую деревянную лестницу, Михаил Николаевич произнес:
— В последний раз я шел сюда на урок за пять лет до вашего рождения…
— Выходит, это было во время войны, – уточнил я.
— Ах, нет, нет… Еще раньше!.. Это было ровно… ровно семьдесят лет назад! – поправил Михаил Николаевич.

Когда дверь нам открыла та, к кому мы пришли, я изумился. Ведь это Эльга Мелик-Парсаданова — супруга известного скрипача, безвременно ушедшего Семена Сегаля. Она многие годы была профессором Тбилисской консерватории. Ученица знаменитого пианиста А.Иохелеса, ученика Л.Игумнова. Сколько раз я бывал на концертах с ее участием, общался в кругу наших общих знакомых!

Семейные реликвии, с которыми она познакомила нас в этот вечер, даже на М.Гижимкрели произвели сильное впечатление, и он воскликнул: "Я и не подозревал, что моя дорогая учительница Нина Сергеевна была так чтима выдающимися людьми!" А потом преподнес Эльге имевшуюся у него программку концерта ее мамы, состоявшегося в 1919 году.

Эльга Артаваздовна показала нам книгу музыковеда Наны Кавтарадзе, изданную в 1976 году к столетию Тбилисского музыкального училища, в которой немало места отводится Нине Сергеевне Цатуровой, выпускнице Московской консерватории, проработавшей в этом училище многие годы. По признанию очевидцев, ее ученики осваивали не только профессиональные пианистические навыки, но и получали ту высокую культуру, которой так не хватает многим нашим нынешним молодым людям.

В семейном альбоме Н.Цатуровой, на групповых и отдельных фотографиях ее учеников запечатлены многие из тех, кто впоследствии стал цветом грузинской и армянской тбилисской интеллигенции. Вот совсем еще юная Этери Гугушвили, будущий профессор, ректор Тбилисского театрального института. На обратной стороне ее фотоснимка теплая дарственная надпись — Нине Сергеевне. А вот Милица Харадзе, в будущем широко признанная исполнительница грузинских и русских романсов. Рядом с нею Мери Асатиани, ставшая известным общественным деятелем. А это Виргиния Минаевна Тер-Петросян, впоследствии тоже педагог. Могла бы эта девчушка тогда представить, что когда-нибудь ее зятем станет профессор А.Б.Пирадов, известный тбилисский общественный деятель, коллекционер и пропагандист тбилисского армянского культурного наследия? Имеется и фотография с дарственной надписью известного украинского композитора С.Н.Василенко.

А эта реликвия в доме на особом месте. Эльга Артаваздовна показала блестящую характеристику, выданную ее маме в 1925 году, когда та преподавала в Тбилисской консерватории. Ее подписал и заверил круглой печатью тогдашнего ректор М.М.Ипполитов-Иванов. А вот подарок и от него самого – фото с надписью: "Милой, дорогой Ниночке от старого преданного друга. Ипполитов-Иванов. 9 июня 1928г." Другая фотография – дар от выдающегося Генриха Нейгауза с текстом: "Милой, хорошей, обаятельной коллеге Нине Сергеевне. 30/01. 1926г." В те годы он нередко и подолгу останавливался в этом гостеприимном доме. Здешний рояль помнит неоднократное прикосновение рук не только Нейгауза, но и Константина Игумнова, который преподавал Нине Сергеевне в Московской консерватории. Надо отметить, что Константин Николаевич был глубоко верующим человеком и в один из своих приездов в Тбилиси крестил Эльгу.

А это фото отснято в Тбилисском ботаническом саду, где Нина Сергеевна в элегантной широкополой шляпе, каких, говорят, у нее было немало, запечатлена вместе со своими друзьями. Среди них сам нарком просвещения А.В.Луначарский, приезжавший в Тбилиси читать лекции. Он был весьма неравнодушен к молодой тифлисской пианистке, даже посвятил ей лирическое стихотворение. Обещал познакомить с самим… Лениным, который в то время намеревался посетить Советскую Грузию. Но сердцу не прикажешь, Нина предпочла связать свою жизнь с молодым инженером-энергетиком Артаваздом Соломоновичем Мелик-Парсадановым, окончившим Петербургский университет и Тифлисский ЗИПС, который впоследствии стал ведущим специалистом в институте Грузгидроэнергострой. О его глубокой образованности и способностях говорит хотя бы то, что в журнале "Литературная Армения" N2 1962 года опубликован выполненный им великолепный русский перевод рассказа Нар-Доса "Проценты с медяков". Кстати, по семейному преданию Мелик-Парсадановых их род уходит корнями к самому Давид-Беку.

А как без трепета взять в руки старый учебник "Элементарная геометрия для средних учебных заведений. Составилъ Тифлисский преподаватель 1-й мужской и 3-й женской гимназiи С.А.Цатуровъ. Издание 2-е. 1908 год". Дедушку Эльги – Сергея Цатурова еще юношей родители привезли из провинции учиться в Тбилиси. Благодаря своему таланту он сумел получить высшее образование в Петербурге. Уже в зрелом возрасте самостоятельно одолел игру на скрипке и нередко музицировал со своей супругой Ольгой Головкиной, неплохо игравшей на рояле. Сегодня представляется удивительным, как ему, в сущности обыкновенному преподавателю гимназии, дали в банке такую ссуду, что удалось выстроить этот дом на Коджорской улице. По иронии судьбы, как только он выплатил последний взнос, грянула революция и дом отобрали. В результате семье остались только две комнаты…

Пожелаем Эльге Артаваздовне доброго здоровья и долгих лет жизни. Приятно отметить, что ее замечательный род продолжается. Дочь Нина, выпускница Тбилисской консерватории, и ее супруг Гарри живут в Москве, воспитывают двух сыновей Артура и Давида, говорят, подающих большие надежды не только в школе, а еще и в футболе.