Благодаря дождливой весне в этом году все наши естественные и искусственные водоемы доверху залиты водой. Оросительный сезон даже не начался, но задачи в системе орошения от этого не уменьшаются. Потери в системах, незаконный отбор, уровень собираемости платы за воду — далеко не весь перечень существующих проблем.
"В ПРОШЛОМ ГОДУ СОБИРАЕМОСТЬ ЗА ОРОСИТЕЛЬНУЮ ВОДУ СОСТАВИЛА 87,5%. Мы требуем от водопоставляющих организаций взимать плату за воду", — сказал вице-премьер, министр территориального управления Армен ГЕВОРГЯН в ходе встречи с представителями Клуба экономических журналистов. По его словам, столь жесткая позиция правительства привела к тому, что если несколько лет в эту систему рвались все местные воротилы, то теперь желающих заметно поубавилось. Если ранее левые доходы от якобы несобираемости или прямого воровства воды текли в карман посреднических, водопоставляющих организаций, куда в свою очередь лезли местные "хорошие", то сегодня система во многом оздоровилась. Более того, правительство стимулирует селян делать выплаты безналичным методом, что призвано снизить теневые обороты и левую продажу воды. В Госкомитете водного хозяйства уверены: в ближайшие годы безналичные расчеты за воду составят большую часть выплат.
Между государством (хозяином воды) и 220 тысячами потребителей оросительной воды работают 44 водопоставляющих организаций-посредников. В целом у нас орошается порядка 130 тыс. га. Плата за оросительную воду не покрывает даже 50% текущих расходов многомиллиардной системы. О капитальных расходах и говорить не приходится — только материнских каналов и вторичных каналов у нас 3 тыс. километров. Кредитные ресурсы государство направляет на капитальные расходы. И то их хватает на самое существенное, к примеру, замену земляных каналов бетонными.
В этом году на кредитные средства будет сдано в эксплуатацию Мармарикское водохранилище вместимостью до 24 млн куб.м воды. Другое незавершенное в советские годы водохранилище — Егвардское (до 90 млн куб.м), как и Мармарикское, было призвано снять нагрузку с Севана. Однако на его завершение уйдет до $300 млн. А.Геворгян отмечает, что такие расходы неоправданны, поскольку с меньшими расходами можно получить больший эффект от строительства Ведийского или Капсийского водохранилищ. "Есть несколько вариантов использования Егвардской незавершенки. Один из них — строительство туристической зоны — самый перспективный. За рубежом есть определенный интерес к этому проекту", — сообщил А.Геворгян.
КРЕДИТНЫЕ СРЕДСТВА И ВНИМАНИЕ ГОСУДАРСТВА В ОРОСИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ В ОСНОВНОМ СФОКУСИРОВАНЫ НА АРАРАТСКОЙ ДОЛИНЕ, где потребление воды увеличивается за счет сокращения в горных регионах. Однако здесь мы стоим перед задачей эффективного использования воды. К примеру, вместо зерновых сеять овощные культуры или разбивать сады, где потребление воды меньше или хотя бы оправдывает себя. Министр уверяет, что правительство работает над этим. Работает оно и над такими, казалось бы, мелкими вопросами, как основание садов на неорошаемых территориях. "В Арагацотнской области, где нет оросительной воды, появляются гектары садов. Через несколько лет они будут требовать у государства воды, а таких затрат, чтобы довести воду до них, государство позволить себе не может. По моему поручению марзпеты будут держать эту проблему в центре внимания", — отмечает А.Геворгян.
Главу Госкомитета водного хозяйства Андраника Андреасяна мы попросили прокомментировать факт потерь в системе "Ереван джура" — ежегодно 300 млн куб.м воды. "Эти потери были всегда, просто их никто никогда не считал. Полную картину мы получили лишь после установки водосчетчиков", — отмечает он. А.Андреасян отметил, что оператор справляется со своей основной задачей — поставками качественной воды при одновременном увеличении графика подачи воды. "Если ранее у нас не хлорировалось до 20% воды, а вода поставлялась в среднем по 6 часов, то сейчас хлорируется 100% со средним графиком в 20 часов", — отмечает А.Андреасян.
Что касается технических и коммерческих потерь воды — так это объективная проблема и в сфере питьевой, и в сфере оросительной воды, отмечает чиновник. Системы старые, а на их замену требуются миллиарды долларов, которых в стране нет. Чтобы их заработать, необходимы годы, экономически устойчивые системы, грамотные специалисты. Кроме того, государство видит большой резерв исправления ситуации и в увеличении сознательности граждан. Одним словом, воруем. Магнитами, малой течью, при которой водомер не крутится, ночью у шлюзов и из бассейнов. И дело не столько в количестве воды, сколько в эффективном управлении.