Знаменитая фраза Наполеона "пишите коротко и ясно", которую он произнес при составлении новой Конституции Франции, как показала жизнь, стала бессмертной, обретя второе дыхание в Трудовом кодексе РА. Речь идет о 95-й статье означенного документа, запутанности которой позавидовал бы сам великий император. Именно эта статья о трудовом договоре на определенный срок и дала возможность директорам ряда музыкальных школ столицы под страхом увольнения держать педагогов в абсолютной покорности.
Еще 2 года назад педагоги ереванской музыкальной школы им. Саят-Новы, попытавшиеся защитить свои права в судебном порядке, потерпели поражение несмотря на то, что закон был на их стороне, и были уволены с работы. Ситуация повторилась в ереванской музыкальной школе N17 им. Б.Каначяна. Уже на протяжении нескольких лет директор школы А.Мурадян подписывает с педагогами 10-месячные трудовые контракты с 1 сентября по 30 июня, причем без учета их квалификации и стажа. В результате до очередного учебного года они официально являются безработными. Будет ли заключен очередной контракт, неизвестно, т.к. 10-месячный контракт наделяет директора почти неограниченной властью. Он может без лишних церемоний не подписать контракт с фактически безработным или неугодным ему педагогом, без предупреждения сократить часы и урезать зарплату.
Надо полагать, что педагоги в свою очередь усвоили простую истину: директор всегда и во всем прав и перечить ему нельзя, иначе можно лишиться его благосклонности, а значит, и работы. Одному из педагогов, попытавшемуся выяснить причину уменьшения зарплаты, г-жа Мурадян цинично в присутствии коллеги заявила: "Лучше я отдам эти деньги сыну, чем тебе".
Два года назад юристы Госинспекции по труду, к которым корреспондент "ГА" обратился с вопросом о законности 10-месячных контрактов в школах, ответили, что педагоги сами виноваты в сложившейся ситуации: поскольку контракт является соглашением двух или более сторон, они могут выдвигать свои условия.
Такое объяснение прозвучало неубедительно, т.к. речь шла не о контракте как таковом, а о законности его навязывания педагогам. А если говорить о соглашении сторон, то при 10-месячном трудовом контракте педагог пойдет на любые условия, лишь бы обеспечить работу еще на 10 месяцев, что вполне естественно. Впрочем, законы, контракты и прочие юридические документы не особо волнуют директоров школ. Как рассказал сторож той же школы В.Рамазян, директриса неожиданно вызвала его в нерабочее время и без предупреждения уволила, вручив при этом опешившему пенсионеру … почетную грамоту, а чтоб подсластить удар, прикупила еще и торт. Впрочем, директор говорит, что предупреждение было.
А теперь подробнее о пресловутой 95-й статье, первая часть которой гласит, что "трудовой договор заключается на определенный срок, если трудовые отношения не могут определяться неопределенным сроком с учетом характера предстоящей работы или условий их выполнения… Это касается также наемных рабочих, лиц, работающих по совместительству, надомников, сезонных работ". Ловко манипулируя этой статьей, директора, как объяснили юристы Республиканского профсоюза работников культуры, ссылаются на то, что им, дескать, неизвестно, будет ли набор учеников в новом учебном году. При таком объяснении все получается как бы в рамках закона, так как трудовые отношения не смогут определяться неопределенным сроком (вдруг не будет учеников), педагоги же, соответственно, выступают в роли сезонных работников, с которыми заключается 10-месячный трудовой контракт.
Надо сказать, что опасения директоров относительно недобора учеников необоснованны. Как в школе N17, так и в других большая часть педагогов обеспечена учащимися разных классов, и все они одновременно не могут окончить школу. Кстати, как сообщили в республиканском профсоюзе, если суммарный срок трудовых договоров составляет 5 лет, то педагог имеет право на заключение неопределенного контракта, что не соблюдается рядом школ.
Государственная инспекция по труду на этот раз подошла к вопросу серьезней. Ссылаться на то, что 10-месячные контракты объясняются вероятностью недобора учеников в новом учебном году, — мягко говоря, дилетантский подход, считают юристы инспекции, с таким же успехом учеников может не быть и через неделю после начала учебного года. А вообще, как выяснилось из беседы с ними, характер работы педагога не может быть временным, т.е. заключение 10-месячных контрактов незаконно. Более того, 23 мая 2008г. вышло специальное решение Кассационного суда, согласно которому "трудовой договор на определенный срок является исключением из общих правил … и разрешается только в исключительных случаях", что в основном относится к наемным работникам и лицам, работающим по совместительству.
Хотелось бы надеяться, что директора музшкол, заключающие противоречащие закону 10-месячные договоры, наконец будут привлечены к ответственности.
В Ереване на сегодняшний день действуют 25 музыкальных школ, и пока ни одна из них не закрылась по причине недостатка учеников, так что опасения директоров представляются беспочвенными. И еще. Может, было бы полезно провести и в этой сфере оптимизацию: оставить несколько профессиональных музыкальных школ и ввести в общеобразовательных школах самостоятельный предмет — музыку, как это принято в ряде зарубежных стран. При таком подходе педагоги музыкальных школ получат возможность спокойно работать, а остальные педагоги могут работать в общеобразовательных школах, где у них не будет недостатка в учениках.
