Логотип

ПАШНЯ В ОБИДЕ НА ФЕРМЕРА,

СЧИТАЕТ ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "АГРОХИМИЧЕСКАЯ СЛУЖБА" МИНСЕЛЬХОЗА РА ВАЧАГАН ДАВТЯН

— Чем объяснить низкие урожаи армянских фермеров?
— Если заглянуть в агрохимические карты, которые скрупулезно составляют наши специалисты в каждой сельской общине, то можно убедиться, что пахотные земли повсеместно крайне истощены и нуждаются в грамотном уходе. Деградация земель началась не вчера, а два десятилетия назад, когда земля была приватизирована. С этого момента и по сей день лоскутная пашня удобряется только от случая к случаю, без всякой научной методики. Конкретные исследования показывают, что пахотные земли резко обеднели по целому ряду необходимых почве элементов. Ощущается острая нехватка калия и фосфора. В советские годы "Сельхозхимия" ежегодно завозила в республику 250 тыс. тонн азотных, фосфорных и калийных удобрений. Специалисты колхозов и совхозов тщательно следили, чтобы в почве не нарушался баланс основных питательных веществ. Сегодня гюхапеты и сами фермеры, кто по незнанию, кто из-за отсутствия средств, зачастую игнорируют наши рекомендации. На нашем попечении находятся 900 сельских общин. Ежегодно, согласно установленной научной методике, мы поочередно обслуживаем 180 общин. То есть каждые 5 лет проводим на сельскохозяйственных землях этих общин исследования на наличие в почве азота, фосфора и калия. Государство финансирует большую часть проводимых агрохимической службой работ. И лишь малая доля ложится на плечи сельских общин и фермеров.

Отмечу, что за годы независимости по ряду причин основным удобрением стал азот. И слава богу, что объемы его ежегодного использования не превышают 30-40 тыс. тонн. Однако даже это количество привело к такому одностороннему насыщению почвы, что негативно сказывается на качестве и количестве урожая. Сохранность плодов и овощей обеспечивает союз трех вышеупомянутых элементов. Нехватка в почве в течение долгих лет двух основных компонентов привела к тому, что лук, картофель, яблоки, груши и другие косточковые и семечковые культуры раньше времени теряют товарный вид. Даже укрывная лоза при дефиците в почве фосфора и калия не выносит зимних холодов и погибает.

Исходя из сложившейся ситуации, я представил в Минсельхоз программу по пересмотру существующей практики и предложил дополнительно в ходе лабораторного анализа почвы выявлять и степень кислотности, наличие микроэлементов и состояние гумуса. Если получим добро на нашу инициативу и соответствующее финансирование, то в течение одного года мы сможем получить полную картину почв и выработать полноценные рекомендации для фермеров. Их соблюдение увеличит не только объемы урожая, но и улучшит качество плодов и овощей.

— Вы хотите сказать, что здоровая почва дает безопасные продукты питания?
— Именно! Откуда берутся нитраты и нитриты в плодах и овощах? Конечно, от бездумного использования минеральных удобрений. Если, к примеру, вместо положенных 350 кг на 1 га вносят 150 кг удобрений, то результата не будет и затраченные средства не окупятся. А передозировка вредна вдвойне. В общении с фермерами мы не устаем повторять: за 25-30 дней до созревания плодов необходимо прекратить все виды химической обработки почвы и растений. Соблюдение этого срока как раз и гарантирует экологическую безопасность продуктов. Но не все фермеры придерживаются этого правила. Более того, есть среди них и злостные нарушители, которые искусственно способствуют ускорению сроков созревания, чтобы выиграть в цене. Здоровую почву можно создать в считанные месяцы. Наша служба проводит также экспертизу качества ввозимых в республику минеральных и местных органических удобрений. Нередко к нам приходит фермер, сетуя, что использовал большой объем навоза, а результата на виноградниках не получил. После лабораторного исследования становится ясно, что питательных элементов из-за несоблюдения сроков и технологии хранения в удобрении не было. Таким образом, выращенный низкокачественный виноград становится сырьем для производства некачественного вина.

— Почему не снижается уровень бедности на селе?
— Если грамотно работать на земле, то на лоскутных наделах можно получить доход, достаточный для содержания семьи. Но создать стартовый капитал для расширения деятельности вряд ли возможно. Как ни крути, земледелие — дорогое удовольствие. Надо трудиться не покладая рук, удобрять, обрабатывать, лечить, ухаживать. Не все способны соблюдать правила севооборота. Многие даже не знают, что элитные семена еще не гарант высокого урожая, если земля не ухожена. Вся беда в том, что достучаться до каждого фермера просто физически невозможно. Их великое множество и большинство просто не считается с данными агрохимического анализа. Заплатить 5 тыс. драмов за анализ почвы и 7 тыс. драмов за определение качества удобрения считают лишними расходами. Между тем от этого напрямую зависит урожай. У меня в одном из сел Армавирского марза есть 7 тыс. кв. метров виноградников. Я один справляюсь со всеми работами и ежегодно получаю 18 тонн винограда. Это очень высокий показатель, и на местных винодельческих и коньячных предприятиях знают, что выращенный на моих плантациях виноград отменного качества и охотно покупают весь урожай на корню.

— Говорят, в Араратской долине растет количество теплиц. Так ли это?
— Замечено верно. Общая площадь теплиц, по некоторым данным, достигла 500 га. Владельцы теплиц чаще других обращаются к нам за помощью. Они убедились, что сотрудничать с нами выгодно. Во всяком случае наша служба помогла им обходиться без ежегодной трудоемкой и дорогостоящей процедуры обновления грунта. Теперь, следуя нашим советам, такая необходимость отпала. И это стало стимулом для расширения площадей под закрытым грунтом.