О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ, ПАРТНЕРАХ И ДРУЗЬЯХ
В рамках программы армяно-российской встречи творческой интеллигенции "Свидание с Арменией" в Ереване побывала заслуженная артистка России Наталья Варлей. К сожалению, ее творческий вечер прошел в полупустом зале Дома камерной музыки. Как сказал один из самых активных зрителей, "не было афишев". И на самом деле, реклама, анонсы отсутствовали полностью. Но небольшое число зрителей совершенно не смутило "комсомолку, спортсменку и просто красавицу". Как только она вышла на сцену, атмосфера в зале сразу наполнилась какой-то особой теплотой и светом, от нее исходили открытость и искренность. А знаменитая песня Нины из "Кавказской пленницы", с которой Варлей начала свой вечер, задала тон всей встрече. Варлей не только рассказывала о себе, своих близких и коллегах, отвечала на вопросы, пела, но и читала свои замечательные стихи, в каждой строчке которых чувствовалась зрелость настоящего поэта.
РАССКАЗ О СЕБЕ АРТИСТКА НАЧАЛА С ДАЛЕКОГО ДЕТСТВА, упомянув, что родилась в румынском городе Констанце.
— Папа был капитаном дальнего плавания. А фамилия такая необычная, потому что предки — выходцы из Уэльса. Семейная легенда гласит, что еще в XIX в. некий русский богач привез в Россию лошадей и двух братьев-жокеев. Они здесь женились, обосновались и окончательно обрусели. Детство мое прошло в Мурманске, а в 50-х годах мы переехали в Москву. Обычно актеры кичатся тем, что плохо учились в школе и частенько получали двойки. Я этим "похвастаться" не могу, потому что была круглой отличницей. С четырех лет писала стихи, училась в музыкальной школе и рисовала. А когда пришла пора выбирать профессию, пошла тайком от родителей в цирковое училище.
Ее приняли, а родичи были в шоке. Варлей стала воздушной гимнасткой.
— Мне посчастливилось, — продолжает актриса, — я попала в программу, в которой выступал Леня Енгибаров. Он сам предложил принять участие в его репризе "В парке", где я играю роль цветочницы и предлагаю купить цветы. Потом по роли он превращается в статую и дарит их мне… Все его репризы были тонкие, наполненные глубоким смыслом, философией, он их замечательно играл, был великолепным клоуном, артистом невероятной глубины.
Леня сыграл определенную роль в моей профессиональной биографии и подтолкнул меня к кино. Тогда он уже сам снимался в фильмах и имел много друзей-киношников. Как-то он пригласил в цирк режиссера Юнгвальд-Хилькевича (позже он снял "Трех мушкетеров") и наговорил много о юной гимнастке. Тогда режиссер готовился к съемкам своего фильма "Формула радуги". Посмотрев мое выступление, вскоре придумал для меня небольшую роль медсестры. К сожалению, картина на экраны тогда не вышла, худсовет нашел в ней какую-то крамолу…
Однако фильм сыграл свою роль. На молодую артистку обратила внимание ассистентка Леонида Гайдая, который искал актрису на роль Нины в "Кавказской пленнице".
— Татьяна Михайловна записала мои координаты, а вскоре пригласила на пробы. А между тем на эту роль пробовались все известные красавицы нашего кино — Наталья Фатеева, Виктория Федорова, сестры Марианна и Анастасия Вертинские, Наталья Кустинская, но утвердили меня. Сначала я не испытала никакой радости, потому что даже на время не хотела расставаться с цирком. Но наш режиссер уговорил меня: "Представляешь, какая будет реклама, когда мы будем объявлять тебя: воздушная гимнастка, сыгравшая роль Нины в "Кавказской пленнице"…
Съемки были сложны, но меня окружали такие блистательные артисты, сам Леонид Гайдай! Я боялась, что провалю роль. Но все прошло замечательно, и прежде всего благодаря съемочному коллективу. А после того как фильм вышел на экраны, мужская половина населения повсеместно предлагала мне руку и сердце. Я же продолжала работать в цирке, получая предложения сниматься в кино.
Конечно же, в течение всего вечера Наталья Варлей неоднократно с огромной теплотой вспоминала своего партнера по фильму Фрунзика Мкртчяна, о котором до сих пор печалится.
— Он был замечательным человеком и актером мирового уровня. Когда я приезжала уже после фильма в Армению, встречалась с ним. Между нами уже не было возрастного барьера, и это помогало общению, ведь, когда я снималась в фильме, мне было 18 лет, а Фрунзику — 40. Мне очень жаль, что не удалось посмотреть спектакли с его участием.
КОГДА ВАРЛЕЙ ПОЧУВСТВОВАЛА ВКУС К КИНО и решила стать актрисой, она поступила в Театральное училище им. Щукина, которое, как и цирковое училище, закончила с красным дипломом. Последовала новая роль в кино — панночка в картине "Вий" по Гоголю, где ее рабочим местом стал летающий под куполом церкви гроб, в котором она сидела, лежала, стояла — вот где ей пригодились навыки циркачки. После этого фильма актриса стала активно сниматься — за ее плечами роли в 62 фильмах. Долгие годы проработала в Московском театре им. К.С.Станиславского, а потом решила уйти на "свободные хлеба". Стала заниматься дубляжем и озвучила более 2000 ролей, а это, как говорит Варлей, хорошая практика для актера (кстати, Виктория Кастро, сыгравшая в бразильском сериале "Дикая Роза", говорит голосом Натальи). Какое-то время вела на телевидении передачу "Домашние хлопоты".
— Я С ДЕТСТВА ПИШУ СТИХИ, ЛЮБЛЮ ЛИТЕРАТУРУ. И потому в 1994 году закончила Литературный институт им. Горького, тоже с отличием. Это была счастливая пора, хотя было очень нелегко. У меня уже родился второй сын. Дети спали, на плите закипал обед, крутилась стиральная машина, а я сидела за машинкой и печатала… Позже выпустила три поэтических сборника, последний из которых "Во мне такая музыка звучит". К одному из них предисловие вызвался написать Юрий Никулин. На мои стихи написано немало песен такими композиторами, как Николай Шершень (45 песен), Юра Петерсон, Александр Морозов. У меня веселых стихов очень мало, потому что поводом для их написания, как правило, является печаль в душе.
Отвечая на вопросы зрителей, Варлей с сожалением говорила об утрате духовности, и в кино в том числе.
— Почему так низко опустилась планка кинематографа, неужели на самом деле деньги решают все? Но думаю, что надежда на лучшее есть. Считаю, что сегодня российское кино стало качественнее, нежели сразу после перестройки, когда обрушился наш кинематограф, став чернушным. Сейчас появилось хорошее кино, правда, пока еще штучное.
Мне часто предлагают роли в сериалах, но я отказываюсь, чтобы не разочаровывать зрителей, которые меня знают и любят. Критерием является интересный, содержательный сценарий. К сожалению, таких мало.
В последние годы я играю в антрепризах, где собираются единомышленники. Это спектакли "Хочу стать вашим мужем" со Смирнитским, "Квартет, или шашни старого козла" с Шалевичем и Аристархом Ливановым, "Оскар" с Угольниковым.
АКТРИСА ВСПОМНИЛА ЕЩЕ ОДНОГО СВОЕГО ПАРТНЕРА — Александра Демьяненко — Шурика из фильма "Кавказская пленница", который стала визитной карточкой для обоих.
— С Сашей мы сразу подружились, — рассказывает Варлей. — Он был блистательным актером, но, к сожалению, за ним до конца тянулся шлейф его героя. Он прекрасно играл другие роли, замечательно читал Зощенко, да так, что зрители забывали, что перед ними состарившийся Шурик… В последние годы мы редко с ним виделись — жили в разных городах. Он уже не снимался, играл в театре. О том, что у него было больное сердце, никто не знал.
Помню, как с сыном я летела на отдых. И вдруг ко мне подошла стюардесса и спрашивает: "Почему он умер?" — "Кто?" Когда она назвала имя, у меня был шок. А незадолго до этого ушел из жизни Евгений Моргунов, еще раньше — Фрунзик, Гайдай. Из фильма остались только я, Этуш, Нина Гребешкова и Зацепин…
У "комсомолки и спортсменки Нины" растет пятнадцатилетний внук, с которым она очень дружит и вместе с ним продолжает заниматься спортом, правда, в фитнес-клубе.
Проходит жизнь, как сон, как боль,
Мечты сдаются и стареют.
И постаревшая Ассоль уходит,
Не дождавшись Грея.
Несмотря на эти грустные стихи, Наталья Варлей остается жизнерадостной и открытой. По крайней мере такой она предстала перед своими армянскими почитателями.
