2 сентября оппозиционная парламентская фракция "Наследие" предложила спикеру Национального Собрания Армении Овику Абрамяну рассмотреть законопроект "О признании независимости Нагорно-Карабахской Республики" во внеочередном порядке. Согласно регламенту парламента Армении, законопроект без голосования будет включен в повестку дня следующего четырехдневного заседания, которое пройдет в октябре. Шансы на то, что законопроект будет принят депутатами, невелики. Точнее, можно сказать, что основная часть народных избранников проголосует против принятия закона. И причина вовсе не в том, что парламентские фракции Армении против признания независимости Республики Арцах. Главный вопрос состоит в том, не навредит ли признание независимости НКР со стороны Армении переговорному процессу. Основная часть депутатов Армении считает, что этот закон преждевременный и в случае его принятия международное сообщество признает позиции Армении неконструктивными, что, конечно же, может иметь довольно отрицательные последствия.
ОДНАКО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СЛОЖИЛАСЬ ТАКАЯ СИТУАЦИЯ, когда противоречия между "политической целесообразностью" и "правовой необходимостью" достигли пика. Несмотря на стремления армянской дипломатии и международных посредников любой ценой сохранить мир и стабильность в регионе, фактом остается то, что на линии соприкосновения азербайджано-карабахских войск обстановка все больше обостряется. Активизация азербайджанских диверсионных групп и военная риторика высшего руководства соседней страны с каждым днем приближают день возобновления военных действий. В таких условиях думы о политической корректности выглядят весьма неуместными и даже нелогичными и наивными.
Выступая на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян задался несколькими вопросами: "Как можно сохранять мир, безопасность и стабильность, когда в десятки раз увеличиваются военные расходы, когда периодически звучат угрозы применения силы и развязывания войны? Как можно обеспечить мирные и дружественные отношения между народами, когда пропагандируются нетерпимость и ненависть, когда навязываются закрытые границы и блокада? Как можно обеспечить равноправие народов и их право распоряжаться своей судьбой, когда отрицается основополагающий принцип международного права – право наций на самоопределение"?
На вышеуказанные вопросы главы внешнеполитического ведомства Армении есть один ответ: никак. Все претензии армянской дипломатии к противнику сводятся к тому, что официальный Баку не предпринимает ни малейших усилий для сохранения мира и стабильности в регионе. Весьма вероятно, что основой такой позиции азербайджанцев является именно армянская политкорректность. И это далеко не единственный побочный эффект подобной политики. В действительности из-за нашего совершенно непонятного желания не "спугнуть" азербайджанцев мы упустили хорошие возможности раз и навсегда решить карабахскую задачу. В то же время совершенно очевидно, что подобная ситуация неопределенности не может продолжаться вечно. Именно поэтому армянская дипломатия должна предпринять определенные шаги для развязки гордиева узла. Тем более что предпринимаемые Азербайджаном шаги могут оправдать любые действия армянской стороны.
23 СЕНТЯБРЯ СЕГО ГОДА МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ АРМЕНИИ ЭДВАРД НАЛБАНДЯН в Нью-Йорке встретился с главой внешнеполитического ведомства Косово Скендером Хисени. Последний просил армянского министра признать независимость своей страны. Согласно косовской службе радиостанции "Свобода", Налбандян сказал, что "Армения приветствует консультативное решение Международного суда юстиции и продолжит с Косово контакты и встречи в будущем". По словам Налбандяна, с оглашением консультативного мнения Международного суда юстиции по Косово в июле 2010г. был подтвержден тот факт, что один из основополагающих принципов международного права — право самоопределения народов — не может ставиться ниже других принципов.
Но, несмотря на то что СМИ осветили подробности встречи Налбандян — Хисени весьма скудно, нам стало точно известно, что глава МИД РА не отказал своему коллеге. Он выразил готовность признать независимость Косово, но только после того, как косовары признают независимость Арцаха. Таким образом, можно констатировать, что власти Армении наконец-то начали процесс международного признания государственности НКР.