Логотип

ЧТО УГОДНО И КАК УГОДНО, НО НЕ «АРМЯНСКИЙ КОНЬЯК»

Последовательная принципиальность белорусского президента Александра Лукашенко в деле развития отечественной экономики известна: куда бы он ни отправился, пытается что-нибудь урвать для нее. Так было и в ходе последнего его визита в Армению.

ПОСЕТИВ В СЕНТЯБРЕ ЕРЕВАНСКИЙ КОНЬЯЧНО-ВИННО-ВОДОЧНЫЙ КОМБИНАТ "АРАРАТ", он не только любовался производством и дегустировал продукцию, но взял у владельца комбината Гагика Царукяна обещание основать производство армянского коньяка в Белоруссии. А то, видите ли, белорусы любят коньяк, а работает предприятие и налоги платит в Армении, рабочие места открываются в Армении, растет экономика Армении. По батьке, безобразие одно. Почему это белорус должен покупать произведенный в Армении коньяк? Нет, Армения, конечно, должна закупать у Белоруссии трактора, супергрузовики, продовольствие и, почему бы и нет, в ближайшем будущем и коньяк.

По данным 2009 года, импорт в Армению из Белоруссии в пять раз превысил экспорт: импорт — $22 млн (по ценам в Армении) против $4,6 млн экспорта. Казалось бы, белорусский президент мог бы удовлетвориться этим фактом и оставить нам хотя бы эту традиционную нишу экономики, где армянский фермер воюет с камнем и горбится над лозой. Однако принципы у него другие, весьма завидные, честно говоря, и не свойственные нашим чиновникам, демонтировавшим линии по производству каучука и переправившим их в Китай, параллельно сокращая перспективы высокотехнологичного производства в собственной стране. Но иногда "батька" доходит до абсурда, предлагая вместо импорта бананов производить их в Белоруссии.

Если мы экспортируем в Белоруссию коньяк, вино и соки – по сути продукты аграрного производства с низкой добавленной стоимостью, то импортируем продукты машиностроения – трактора, большегрузные машины "БелАЗы", комплектующие к ним и иную технологичную продукцию.

Перспективы производства армянского коньяка в Белоруссии воспринимают всерьез, поскольку в ходе последовавшего за визитом А.Лукашенко заседания армяно-белорусской межправительственной комиссии эта тема была затронута вновь. "Соответствующей документации пока нет, вопрос находится на стадии обсуждения. В Белоруссии производится, к примеру, молдавский коньяк по технологиям этой страны и успешно реализуется. Мы желаем, чтобы то же самое было в отношении и армянского коньяка", — заявил в Ереване министр торговли Белоруссии Валентин Чеканов. Что произошло с молдавским коньяком, нашему читателю известно – даже в самой Молдове он не имеет права называться коньяком, а только дивином. Согласно белорусскому министру, армянский коньяк занимает 38% коньячного рынка этой страны, а его импортом и реализацией занимаются 6 компаний. Спасибо, что в ходе заседания белорусская сторона подтвердила готовность импортировать коньяк из Армении и впредь. "Наш потребитель ценит армянский коньяк, и мы заинтересованы в увеличении его поставок в нашу страну", — заявил белорусский гость.

НА ЭТОМ ФОНЕ СТРАННО ЗВУЧАЛИ КОММЕНТАРИИ НАШЕГО МИНИСТРА ЭКОНОМИКИ НЕРСЕСА ЕРИЦЯНА, отметившего только, что коньяк должен изготавливаться по армянской технологии и армянским законодательством определены ограничения на использование бренда "армянский коньяк". На наш взгляд, следовало выразиться однозначно. А именно: из произведенного в Армении коньячного спирта в Белоруссии может производиться что угодно и как угодно, но "армянским коньяком" оно называться не может.

Более внятно "ГА" прокомментировали возможность изготовления продукции из армянского коньячного спирта за пределами Армении на Ереванском коньячном заводе. "На данный момент Ереванский коньячный завод не ведет каких-либо переговоров относительно продажи сырья (коньячного спирта), однако следует отметить, что предоставление сырья другому производителю на коммерческих основаниях – принятая международная практика. Возможность же основать производство армянского коньяка за пределами Армении в первую очередь сталкивается с легальным вето. В этом вопросе важно иметь в виду, что коньяк, приготовленный в Армении, кроме прочих своих регалий, — это в первую очередь напиток, составляющий глобальную категорию "армянский коньяк", которая защищена законом. Армянское правовое поле довольно четко определяет требования, в соответствии с которыми напиток может называться армянским коньяком. В перечне законодательных условий наряду с необходимостью приготовления коньяка из выращиваемого в Армении винограда определенных сортов, выдержки прописан также и пункт обязательного бутилирования в Армении. Таким образом, приготовленный, в частности, бутилированный за пределами Армении напиток априори не может называться "армянским коньяком", — отметили в пресс-службе ЕКЗ.

Посол Белоруссии в Армении Степан Сухаренко в интервью агентству АрмИнфо поспешил развеять опасения по поводу использования бренда. "Проект пока что находится на стадии намерений. Я знаю, что по вашим законам розлив армянских коньяков вне пределов Армении запрещен. Однако, по моим представлениям, речь вовсе не идет о розливе коньяков в Беларуси, просто будет построено совместное предприятие, где на основе поставляемого из Армении коньячного спирта будет производиться выдержка, купаж коньяков", — заметил он. Но опять-таки весьма расплывчато.

Единственное решение – это экспортировать коньячный спирт на белорусские предприятия для последующей переработки, как те наши производства, которые используют спирты из разных стран (Болгария, Чили, Испания, Италия и др.) для изготовления бренди. Но при этом на бутылках бренди не указываются ни названия этих стран, ни какие-либо замысловатые наименования.

Быть может, не все так сложно и Армения действительно сумеет защитить свой бренд. Но успешных примеров тому у нас мало. А вот иностранные компании успешно продвигают свои интересы в нашей стране, в том числе и наращивают импорт.