АРТАШАТСКИЙ КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД НАРАЩИВАЕТ ПРОИЗВОДСТВО
Когда-то в одном из универсамов Владивостока довелось наблюдать, как группа иностранцев приобретала томатную пасту. Трехлитровые банки тут же грузились рабочими магазина в фургон типа нынешней "Газели". Этикетки на стеклотаре свидетельствовали об армянском происхождении продукции. После ее завоза во Владивосток, как выяснилось, далее она отправлялась в Японию, где пользовалась неизменно устойчивым и широким спросом, принося немалый доход предприимчивым людям.
Правда, для этого нашу пасту в Японии сначала перефасовывали в мелкую тару, заодно добавляя в армянский продукт свои, местные приправы. Более того, предприимчивые японцы, обклеивая тару с пастой красочными этикетками с изящным дизайном, экспортировали продукцию частным торговым компаниям в… соседние страны. В Госагропроме республики позже подтвердили этот эпизод…
— ВОЗМОЖНО, ЧТО ТОВАРНАЯ МАРКА МОГЛА БЫТЬ И НАШЕЙ, — говорит нынешний исполнительный директор Арташатского консервного завода (бренд — "Артфуд". — Ред.) Вачаган КАРАПЕТЯН, — но сегодня, перерабатывая и поставляя на рынок свыше 60-ти видов продукции, что-то не припомню, чтобы она фасовалась в 3-литровую посуду. Рынок четко сигнализирует, что спросом пользуется продукция в мелкой расфасовке. Вот почему сегодня у нас нет ни одной линии для крупной расфасовки: все подчинено мировым стандартам пищепрома.
И действительно, от бывшего средненького предприятия районного значения на сегодня, по сути, осталась лишь сама территория промзоны. Лаборатория, варочные и розливные участки, холодильники и прочие новейшие технологии напичканы современным оборудованием. К примеру, в этом сезоне заработал цех по производству натуральных напитков. Его мощность — 50 тысяч ягодно-фруктовых упаковок — полностью обеспечивается итальянской автоматикой. Как следствие соки, кетчупы, майонезы, икра баклажанная и, конечно же, томатная паста не залеживаются ни на заводском складе, ни на торговых прилавках.
Поставку на предприятие сырья обеспечивают 2 тысячи крестьянских хозяйств из Араратской и Армавирской областей, являющихся договорными партнерами завода. По словам В.Карапетяна, сроки расчетов с крестьянами не затягиваются: на сегодня уже проплачены на 100% все поставки урожая, исключая 50% помидоров, прием которых еще продолжается.
Объемы по всем видам продукции возросли по сравнению с прошлым сезоном. Чтобы избежать производственных потерь, заводской коллектив из 300 работников пополнился до 500. За месяц консервщики получают до 80 тысяч драмов зарплаты.
АРТАШАТЦЫ ВЫПОЛНЯЮТ И СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЭКСПОРТУ. Он осуществляется в Грузию, Россию, некоторые европейские страны. Тем более что долгожданное открытие КПП в Верхнем Ларсе обернулось неплохой экономией издержек при транспортировке грузов. Так, сегодня за фуру в 20 тонн плата составляет $1500. Водители-дальнобойщики ежедневно отправляются в путь, спеша до снежных заносов на перевале вывезти из республики как можно больше продукции армянской агропереработки. К слову, у них задержек на грузинской или российской таможнях не зафиксировано.
Технология изготовления и качество продукции Artfood позволяют сохранять вплоть до следующего лета консервы зимней варки, так что и в этом вопросе все продумано. Проблема кроется в другом: высокие процентные ставки по банковским кредитам. За сезон предприятие имеет до 90% всех затрат — и каждый даже краткосрочный и в общем-то небольшой кредит требует изыскания дополнительных финансовых средств для его своевременного погашения.
Как известно, после 1991 года вся консервная отрасль Армении практически остановилась. Перестал существовать столичный комбинат, у проходной которого выстраивались километровые очереди прибывающих на разгрузку автомашин. Сам Арташатский завод смог вновь подняться на ноги лишь 8 лет назад благодаря усилиям, организаторским способностям и пониманию новых, рыночных условий хозяйствования его многолетнего директора Серго Карапетяна, чья фигура является знаковой в промкомплексе страны. И в этом смысле Вачаган Карапетян многому научился у отца…
