ОТРЕЗВЛЯЮЩИЕ ЦИФРЫ
В нашей стране проблемы, связанные с зачатием детей, давно перестали быть личной проблемой отдельно взятой семьи – это проблема всего общества в целом, первостепенный вопрос государственной политики в области демографии.
Вот о чем свидетельствуют проведенные в 1990-2010гг. три клинико-эпидемиологических исследования по выявлению распространенности бесплодных браков. При этом отметим, что отличают первичное и вторичное бесплодие. Первичное бесплодие предполагает, что женщина, будучи в браке и не используя противозачаточных средств, не может забеременеть в течение двух лет. А вторичное бесплодие –это когда женщина ранее беременела, вне зависимости от исхода, но более не может забеременеть.
Итак, первое исследование было проведено в 1989-1990гг. Согласно его результатам, среди 4349 обследованных замужних женщин первичное бесплодие наблюдалось у 3,2%, а вторичное — у 21,4%. Второе — в 1997-1998гг. Его результаты были весьма неутешительны: показатели бесплодия увеличились в два раза. Так, среди 1400 женщин и мужчин репродуктивного возраста первичное бесплодие наблюдалось у 3,4% женщин и 3,3% мужчин, а вторичное — у 28,5% и 15,2% соответственно. Двукратный рост бесплодия в течение 10 лет специалисты объяснили переходным этапом и тяжелой социальной ситуацией в стране, которая отразилась на репродуктивном здоровье женщин и мужчин. Кстати, зафиксированный в стране 32% уровень бесплодия в разы превышал аналогичные показатели других стран — США, Восточной Европы, России и других.
И наконец, третье исследование было проведено в 2008-2009 гг. при содействии Фонда народонаселения ООН (UNFPA). При этом количество респондентов, вовлеченных в исследование, было существенно меньше, чем в предшествовавшие. Так или иначе, среди 856 опрошенных женщин у 5,37% наблюдалось первичное бесплодие, у 11,44% – вторичное, а из 941 мужчины страдали первичным бесплодием 5,7%, вторичным — 5,95%. То есть, согласно этому изучению, за последние 15-20 лет уровень бесплодия в Армении снизился почти в 2 раза и составил 16,8%. Однако известно, что когда эта цифра превышает 15%, то эта проблема из здравоохранительной переходит в социальную, так как бесплодием обусловлено и число новорожденных, и рост населения.
Как государство сегодня помогает тем, кто действительно желает и готов принять на себя ответственность за воспитание детей?
ДОРОГОЕ ЭКО
История 35-летней жительницы столицы Лусине похожа на сотни историй армянок: стабильная работа в хорошей фирме, заботливый муж и мечта о пополнении семьи.
После 5 лет безрезультатных попыток зачать малыша они с мужем обратились к медикам, которые поставили диагноз — мужское бесплодие. Сейчас их единственная надежда — искусственное оплодотворение. Лусине задается вопросом: "Неужели государство не может помочь мне? Провести таким, как я, хотя бы одну попытку искусственного оплодотворения бесплатно, чтобы потом можно было учесть все плюсы и минусы, знать, к чему готовиться в следующий раз?" Однако доступ бесплодных пар к высококвалифицированной медицинской помощи, к новым репродуктивным технологиям очень сильно ограничен.
Что же делать семьям, которые мечтают о детях, но сталкиваются с проблемами еще на этапе зачатия? Конечно, можно продолжать пытаться родить ребенка "дедовским" способом и уповать на чудо, но ведь можно обратиться и к медицине… Тем более, как отмечают эксперты, хотя чаще всего причинами бесплодия являются последствия воспалительных заболеваний репродуктивных органов, эндокринные заболевания, болезни матки и прочее, но основной причиной является все-таки заражение инфекционными заболеваниями. Причем среди мужчин это явление наблюдается преимущественно у тех, кто находится в трудовой миграции и длительное время не проживает со своей семьей. Добавим, что в мире известны 22 возможные причины бесплодия у женщин и 18 — у мужчин. При этом процент бесплодия среди женщин выше, у мужчин — лишь в 40% случаев. В то же время 70-75% случаев бесплодия излечимы. Можно также попробовать искусственное оплодотворение, или, как говорят в научных кругах, новейшие репродуктивные технологии.
Наиболее известная процедура – так называемое оплодотворение в пробирке, или экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). На сегодняшний день в мире более 1 миллиона детей зачато с помощью ЭКО. Во время этой процедуры оплодотворение происходит вне организма с последующим переносом развивающегося эмбриона в полость женской матки. Другой не менее эффективный метод — ИКСИ — особая форма ЭКО, применяемая в тяжелых случаях мужского бесплодия. Суть этого метода состоит в том, что один-единственный сперматозоид с помощью тончайшей микроиглы впрыскивают непосредственно в яйцеклетку женщины. Возможен также вариант суррогатного материнства, когда после одной из описанных выше процедур искусственного оплодотворения полученные эмбрионы переносят в полость матки здоровой женщины — суррогатной матери.
30-35% ПОПЫТОК УСПЕШНЫ
Длительность обследования и лечения методом ЭКО, наиболее универсальным и эффективным на сегодняшний день, занимает в среднем 1,5-2 месяца – до достижения беременности или негативного результата. Примерно 30-35% попыток приводят к успеху.
Естественно, обращение в подобные центры удовольствие весьма недешевое – за один цикл ЭКО (за полный комплекс обследований, подготовку и саму процедуру) придется заплатить около 2,5-3 тыс. долларов. В Европе подобное лечение обойдется в несколько раз дороже. К сожалению, забеременеть с первого раза удается далеко не всем, поэтому многие клиники сразу предлагают комплексные программы, в стоимость которых входит несколько циклов ЭКО – их стоимость составляет порядка 5-7 тыс. долларов.
Впрочем, как убедилась Лусине на собственном опыте, в комплексный пакет не входят расходы на предварительное обследование и анализы, дополнительные процедуры (например, ИКСИ, донорство яйцеклетки или спермы) и весьма дорогостоящие медикаменты, что может вылиться в дополнительные 2-3 тыс. долларов. Молодая женщина удивляется сложившейся ситуации: "Ладно, мы с мужем уже состоявшиеся люди. Мне – 35, ему – 40, работаем, зарабатываем. Но где взять такие деньги?! Это же сколько нужно зарабатывать! И что делать менее обеспеченным людям? Неужели сложно открыть госпрограмму 50 на 50?". Заметим, что в условиях Армении одной из причин, по которым пара не обращается за помощью в медицинские центры в случае бесплодия, является достаточно высокая стоимость процедур, которые зачастую должны повторяться по несколько раз. Вот и выходит, что бесплодие для многих супружеских пар становится приговором.
ЧТО ДАЕТ ГОСПРОГРАММА?
Недостаточно развиты у нас консультационные услуги. Ведь порой для достижения желанной беременности достаточно изменить образ жизни, скорректировать рацион питания, пройти медикаментозное лечение или согласиться на минимальное хирургическое вмешательство в зависимости от причины, приведшей к бесплодию. Но кто же расскажет об этом людям? Бог в помощь. А государство?
В 2007 году разработана национальная программа репродуктивного здоровья, в которой особое место уделяется проблеме бесплодия. "Благодаря нашим исследованиям мы разрушили устоявшееся заблуждение, будто в бесплодии виновна только женщина", — констатируют чиновники от здравоохранения.
Существенным недостатком отечественной системы репродуктивной помощи можно считать и то, что государство не компенсирует бесплодным парам стоимость лечения в медицинских центрах. И вообще госбюджетом не предусматривается лечение бесплодия. Для сравнения: в Европе женщина сама выбирает клинику и имеет право на несколько попыток искусственного оплодотворения. В частности, в Дании женщинам до 35 лет государство оплачивает 3 попытки оплодотворения вспомогательными репродуктивными технологиями, во Франции женщинам до 43 лет – 4 попытки, к тому же существует возможность обратиться повторно. А в Израиле зачатие ребенка методом ЭКО для бездетных пар (возрастной ценз – 45 лет) покрывает обычная медицинская страховка, причем количество попыток не ограничено! Точнее, ограничением считается рождение двух деток.
Очевидно, что нужны новые подходы к решению этого наболевшего вопроса. И речь идет не только о равных правах мужчин и женщин на оказание медпомощи, но и о праве выбирать медицинский центр, в котором намерен проходить лечение, а также о праве на несколько попыток искусственного оплодотворения. Конечно, в такой ситуации государство должно само решать — полностью или же частично возмещать пациентам стоимость медицинских услуг и лекарств.
Однозначно, что для повышения показателей деторождения стране нужен комплексный подход, глубоко продуманная демографическая политика. Нельзя ограничиваться лишь выплатами после рождения ребенка, ведь каждого ребенка еще нужно зачать, выносить девять месяцев под сердцем, родить и растить до совершеннолетия. В России, например, "детские деньги" начинают выплачивать еще во время беременности будущей матери… В Европе пошли еще дальше: с 1980-х годов там распространена практика государственной компенсации затрат граждан на лечение бесплодия методами вспомогательных репродуктивных технологий, тогда как в Армении действующие программы пока малоэффективны и преимущественно находятся на стадии "изучения проблем" и "общественного обсуждения". В итоге, пока чиновники от медицины вместо активной работы на демографическом фронте делят бюджеты, столкнувшиеся с бесплодием семьи полагаются только на свои силы…