заявил в интервью "ГА" вице-премьер правительства РА, министр территориального управления Армен ГЕВОРКЯН
— Г-н Геворкян, удалось ли в минувшем году реализовать значимые для экономики марзов проекты?
— В 2010 году нам удалось не только стабилизировать финансовую и экономическую ситуацию, но и добиться роста ВВП. Именно в минувшем году мы взялись за реализацию проектов, которые, безусловно, положительно скажутся на экономике марзов. Речь идет о проектах и глобального, и локального характера. К первой группе можно отнести строительство дороги Север — Юг. Этот проект, несомненно, активизирует экономическую жизнь тех регионов, по территории которых пройдет дорога. Дело в том, что мы несколько изменили его первоначальный замысел и теперь он не только чисто дорожный. Сейчас правительство вместе с Азиатским банком развития разрабатывает вопросы водоснабжения, газификации и т.п. с тем, чтобы кроме самих дорог совершенствовалась и инфраструктура общин Сюника, Вайоц Дзора, Арагацотна и Ширака. В орбиту проекта вовлечены также Араратская область и Ереван.
Через несколько месяцев в Степанаване войдет в строй обогатительная фабрика. Это структурообразующее предприятие. За счет инвестиций возводятся сопутствующие развитию общин объекты, появились и вскоре откроются новые рабочие места.
К крупным проектам можно отнести и развернутые работы по строительству ирригационных каналов в Араратской долине. Минувщий год стал переломным для реализации программы "Вызовы тысячелетия", реконструируются 17 насосных станций. У нас очень сложная ирригационная система, которая с учетом рельефа становится крайне дорогим удовольствием. Тем не менее мы заложили фундамент ирригационной сети.
В 2010 году успешно реализовалась в жизнь программа по реконструкции оздоровительных учреждений в марзах. Оснащены современным оборудованием и лабораториями клиники в Раздане, Иджеване, Армавире, Арарате. Строится новая больница в Гюмри. Все, что делается сегодня в зоне землетрясения, имеет важное значение и для развития соседних регионов. В названных областях люди довольны качеством медицинского обслуживания. Мне довелось беседовать в армавирской больнице со стационарными больными: отпала необходимость ехать к столичным врачам.
Особое внимание правительство уделяет и развитию туризма. Широкую известность получила программа Татевского монастыря. Запуск канатной дороги — лишь часть программы. Предстоит также построить гостиницы и другие объекты сервиса. Кроме того, есть отдельная, рассчитанная на 4-5 лет программа развития самого Татевского монастыря. Достаточно масштабные программы у нас реализуются в Джермуке, Дилижане, Цахкадзоре, Анкаване. Теперь у нас есть полное и четкое представление о путях развития туризма в республике. Конечно, обо всем, что делается в регионах, не расскажешь. Главное в том, что каждая область имеет свои программы развития и они целенаправленно из года в год воплощаются в жизнь.
— Нецелевое использование бюджетных средств, злоупотребление служебным положением и другие многочисленные негативные явления сопровождают деятельность некоторых областных и городских администраций. Что делается для укрепления исполнительской дисциплины на местах?
— Тот факт, что результаты проверок становятся достоянием гласности, говорит о том, что власти стремятся к максимальной прозрачности в своей финансовой деятельности на всех уровнях. Публичность власти — одна из основных мер по выявлению и профилактике злоупотреблений. Проверки проводит не только Контрольная палата (КП). Достаточно много материалов наше министерство получает и от контрольной службы Минфина. Каждый такой сигнал мы обсуждаем на коллегии министерства, а затем он становится и предметом разбирательства в марзах. Да и наше министерство проводит проверки. Словом, есть определенная цепочка госструктур, которая все время работает в этом направлении.
— Почему же при таком обилии проверяющих все еще остаются лазейки для злоупотреблений?
— Год назад наше министерство проявило законодательную инициативу. Мы предложили парламенту узаконить порядок, при котором все акты по результатам проверок деятельности органов местного самоуправления обязательно обсуждались на Совете старейшин (авагани). Сегодня такой обязательной нормы нет. Очень часто бывает так, что проверяющая комиссия обсуждает итоги только с руководителем общины, после чего подписанный (или неподписанный) акт переходит в ведение республиканских органов. Остальные члены общины — рядовые или должностные — даже не знают не только о результатах проверки, но и о том, что вообще была проверка. Мы сейчас стремимся к тому, чтобы результаты таких проверок в обязательном порядке обсуждались в представительном органе общины. Этот же представительный орган потом будет исправлять все связанные с бюджетом ошибки. Ведь именно авагани принимают и изменяют бюджет. И у них будет возможность учесть упущения и проблемы при принятии бюджета следующего года. Я надеюсь, что Национальное Собрание поддержит законодательную инициативу министерства и обсуждение этих вопросов станет обязательным.
Очень много материалов передается правоохранительным органам. В прошлом году в практику министерства мы ввели обязательный мониторинг того, как общины справляются со сбором собственных налогов. Отмечу, что в результате уровень собираемости налогов повысился. Параллельно (опять же впервые) мы отслеживали, как эти средства расходуются. Сейчас мы совершенствуем методологию мониторинга. Думаю, мы придем к тому, чтобы замкнуть цепочку. Это даст объективную картину того, как собирали и расходовали средства. Такая прозрачность станет самым серьезным заслоном на пути финансовых злоупотреблений. Нередко мы становимся свидетелями того, что некоторые руководители общин не обладают необходимыми знаниями и опытом, но тем не менее их избрали. Приходится по ходу работы учить их. Словом, публичность и повседневная кропотливая работа — вот те два основных фактора, которые должны если не искоренить, то значительно сократить число должностных злоупотреблений на местах.
— Безработица в сельских регионах все еще продолжает оставаться недопустимо высокой. Например, в Тавуше. В Иджеване при поддержке городских властей безудержно растет число торговых объектов, в Дилижане увлекаются строительством дорогих музеев (250 млн драмов), амфитеатров и т.п. Как правительство и министерство намерены решать эту самую злободневную социальную проблему? Почему министерство не реагирует своевременно и адекватно на деятельность одиозных фигур в органах местного самоуправления?
— Начну с того, что меня удивило в вашем вопросе. До сих пор мне казалось, что надо поощрять тех руководителей регионов и городов, которые не бросают деньги на ветер, а создают ценности, которые будут служить людям. Речь о недавно построенном музее в Дилижане. Что плохого в том, что курортный и туристический город, к тому же стремящийся при поддержке правительства стать финансовым центром, обзавелся еще одним привлекательным во всех смыслах объектом культуры?
— Специалисты утверждают, что музей на оползне не лучшее вложение капитала…
— Соблюдать стандарты и технические нормативы необходимо. Наверное, музей строился согласно проектно-сметной документации и технической экспертизе. Что касается другой части вопроса, то у вас неправильные представления о функциях общины. Руководитель общины не бизнесмен, он не создает рабочих мест. Закон о местном самоуправлении четко оговаривает эти функции. Что мэр должен был бы сделать на эти 250 млн драмов? Построить фабрику? Подобными делами должны заниматься деловые люди. Не функция органов местного самоуправления открывать рабочие места. Они должны создавать возможности и условия, чтобы приходили бизнесмены и открывали рабочие места. Ведь и правительство не создает рабочих мест. С этой целью и проводилась приватизация. Бизнесом должны заниматься частные предприниматели. Это не функция государства и органов местного самоуправления. Мэр города в состоянии создавать рабочие места в рамках тех полномочий, которыми его наделяет закон. Конкретно в дилижанском музее будут на постоянной основе работать 5-6 человек. При наличии денег тот же мэр может открыть детский сад и трудоустроить 10 человек. На мой взгляд, именно в Дилижане сегодня осуществляются полномасштабные проекты. Разве открытие банковских филиалов не привело уже к созданию рабочих мест? Создается целая новая инфраструктура, которая потянет за собой рождение гостиниц, школ, жилых домов.
Теперь о том, почему министерство "не реагирует своевременно и адекватно на жизнедеятельность одиозных фигур в органах местного самоуправления". Сразу скажу, что мэры не находятся в нашем подчинении. Они избраны горожанами и независимы. Законодательство предусматривает определенные ситуации, которые дают возможность выразить недоверие мэру и назначить новые выборы. Однако на практике осуществить это очень сложно. К тому же в результате последней конституционной реформы независимость глав местных администраций намного возросла. В многоступенчатой системе выражения недоверия появилась еще одна осложняющая эту процедуру ступень. Чтобы выразить недоверие мэру Иджевана, нужно выявить допущенные с его стороны нарушения закона, а судебные органы должны их подтвердить. Только при наличии этих обстоятельств можно обратиться в правительство, а правительство в свою очередь — в Конституционный суд. Если КС вынесет заключение о наличии оснований для выражения недоверия, тогда правительство может отправить в отставку мэра и назначить новые выборы. В государстве все должно идти в правовом русле, независимо от личных симпатий и антипатий. В противном случае нельзя говорить о правовом государстве, демократии и т.п. Надо исходить из того, что иджеванского градоначальника избрали сами горожане. Как член правительства, я должен считаться с их волеизъявлением. Другого подхода быть не может. Субъективизм привел бы к другим негативным последствиям.
— Несмотря на реализуемые программы, малый и средний бизнес в аграрной сфере продолжает испытывать правовой, банковский, налоговый и административный дискомфорт. Что наступивший год ему готовит?
— В сельском хозяйстве пока нет того ресурса в виде малого и среднего бизнеса, который стал бы гарантом развития отрасли. Очень много жалоб по поводу высоких процентных ставок банковских кредитов и себестоимости сельскохозяйственной продукции. С другой стороны, нашей банковской системе не откажешь в прочности. Мировой финансово-экономический кризис убедил и нас, и международные структуры в достаточной степени надежности армянских банков. Речь не о суммарном капитале, а о четкости работы. Банки не стали социальными или благотворительными организациями, они сумели сохранить кредитно- залоговые отношения. Сейчас мы работаем над тем, чтобы постепенно снижать банковские процентные ставки для сельского хозяйства и производственной сферы в целом. Правительству совместно с Центральным банком удалось для отмеченных выше отраслей создать условия для получения кредита под 13, 12 и даже 11 процентов. Это, конечно, не массовая акция. Такие кредиты могут получать те предприятия и компании, которые имеют хорошую кредитную историю. Проблема с кредитованием сельскохозяйственных производителей состоит в том, что фермеров сотни тысяч, а земельные наделы очень маленькие.
Недавно правительство приняло концепцию развития села и сельского хозяйства. Впервые акцент был поставлен не на развитии аграрной экономики, а на развитии села и сельского хозяйства. Тут все связано и взаимообусловлено. Если мы не будем вкладывать средства в развитие инфраструктуры села, то говорить о подъеме сельскохозяйственного производства излишне. Надо вкладывать и в социальную, и в производственную сферу. Если в селе не будет нормальной школы, детского сада, приличной дороги и других условий, то вряд ли труд крестьянина будет эффективным. В прошлом году правительство вместе с Общественным советом интенсивно работали над решением проблемы сельской кооперации. Объединение сельскохозяйственных производителей даст возможность решить многие социально-экономические проблемы. Мы готовы поддержать новосозданные кооперативы соответствующей техникой и оборудованием. В наших планах также развитие частно-государственного партнерства и решение инфраструктурных задач, что поднимет на новый уровень жизнь сельчан и сельскохозяйственное производство.
— В регионах строится много объектов различного назначения. Принимает ли правительство какие-то меры для упрощения согласования технических документов с республиканскими ведомствами?
— Градостроительными функциями занимаются органы местного самоуправления. Поэтому не случайно в последние 2-3 года мы обращаем внимание общин на то, чтобы они представляли в правительство генеральные планы. Это поможет избежать принятия временных и непонятных решений. Особенно важно это для 42 общин вокруг озера Севан. Уровень воды в озере поднимается, и параллельно растут проблемы с уже построенными и находящимися на стадии строительства объектами. Регулирующая функция правительства здесь очевидна. В прошлом году правительство приняло постановление, которое сильно упростило порядок составления всевозможной технической документации. Теперь общины в состоянии с меньшими финансовыми затратами заказывать проектно-сметную документацию. Министерство градостроительства также подготовило пакет законодательных актов, которые направлены на решение в том числе и названных проблем.