Логотип

МАНЕВРЫ МЕЖДУ БЕРЛИНОМ И МОСКВОЙ

В конце января 2011г. США и ЕС ввели санкции в отношении Беларуси в связи с прошедшими в декабре 2010г. в этой стране президентскими выборами. Как известно, окончились они победой Александра Лукашенко, но сопровождались акциями протеста белорусской оппозиции. Ранее санкции в отношении Беларуси со стороны западных стран вводились в 2006г., и их действие было частично приостановлено в 2008г. На сей раз США расширили круг белорусских чиновников, подпадающих под ограничения на поездки в США, также отзываются лицензии на сделки с крупнейшей белорусской нефтехимической компанией. В свою очередь ЕС ввел санкции в отношении белорусского президента и еще 157 белорусских чиновников, запретив им въезд в страны Евросоюза. Также решено заморозить их личные финансовые авуары в ЕС при наличии таковых. В то же время ЕС не пошел на ввод экономических санкций в отношении Минска.

Формально связанный с итогами президентских выборов еще один виток охлаждения отношений Минска с Западом по сути стал отражением продолжающейся конкуренции за Беларусь между Россией и ЕС при активном внешнеполитическом маневрировании белорусского руководства. При этом значение Беларуси, являющейся важнейшей транзитной страной при поставках российских энергоносителей (главным образом нефти) в Европу и ключевым военно-стратегическим плацдармом, в условиях мирового экономического кризиса повышается. Беларусь остается, пожалуй, последним в Восточной Европе островком неприватизированной госсобственности, что превращает ее в привлекательную сферу приложения капитала.

В 2009-2010гг. белорусские власти уже заявляли о планах по приватизации ряда предприятий, что стало в том числе результатом давления МВФ, с которым Беларусь возобновила сотрудничество в октябре 2009г. Результатом стали рост внешнего долга страны до $8,5 млрд и девальвация национальной валюты. В конечном счете это является отражением ухудшения экономической ситуации в стране, которое связано как с воздействием мирового экономического кризиса, так и политикой РФ, которая в январе 2010г. ввела экспортные пошлины на большую часть (15,5 млн тонн из почти 22 млн тонн) поставляемой в Беларусь нефти. Важным узлом российско-белорусских противоречий является также контроль над "Белтрансгазом" (в настоящее время "Газпром" владеет 50% акций этого предприятия), а также стремление российской стороны участвовать в приватизации белорусских нефтеперерабатывающих заводов и предприятий машиностроения.

В ответ на ввод экспортной пошлины Минск по сути поставил под сомнение реализацию важнейшего геополитического проекта Москвы на постсоветском пространстве — Таможенного союза, указав, что ввод пошлин несовместим с идеей единого экономического пространства. В качестве средства давления РФ применила газовый фактор, и в июне 2010г. началась вторая российско-белорусская "газовая война", выразившаяся в требованиях "Газпрома" в адрес Минска заплатить имеющийся долг и приведшая к ограничению поставок газа в Беларусь.

В ответ белорусская сторона прибегла к внешнеполитическому маневрированию. Были предприняты шаги по поиску альтернативных источников поставок нефти. Соответствующие договоренности были достигнуты с Венесуэлой, затем с Ираном. В 2011г. из Венесуэлы планируется поставка 10 млн тонн нефти. Схожие переговоры были проведены и с Азербайджаном. Еще один маневр был сделан в направлении Китая, который предоставил Беларуси кредит в размере $1 млрд.

Но основным направлением внешнеполитического маневрирования Минска было европейское. В октябре 2010г. Минск посетили министры иностранных дел Германии и Польши. Они предложили белорусской стороне финансовую помощь в размере $3 млрд в обмен на проведение президентских выборов в соответствии с европейскими представлениями. Параллельно министры ИД стран ЕС продлили на год разрешение для президента А.Лукашенко и 35 белорусских государственных деятелей на въезд в ЕС.

Однако непосредственно перед президентскими выборами Минск пошел на сближение с Россией. В декабре 2010г. был достигнут компромисс по нефтяной проблеме: российская сторона отменяла экспортную пошлину на границе с Беларусью, но вместо этого вводилась пошлина на нефтепродукты на внешней границе Белоруссии, и, по некоторым оценкам, эффект от этой меры для экономики Беларуси составит $4 млрд в год. Затем белорусская сторона подписала и ратифицировала пакет соглашений по единому экономическому пространству. В январе 2011г. обсуждалось участие российской стороны в строительстве в Беларуси АЭС (стоимость проекта $6 млрд).

Теперь уже наступило похолодание в отношениях Минска и ЕС. В ответ на жесткие действия белорусских правоохранительных органов в отношении белорусской оппозиции ЕС ввел уже упоминавшиеся санкции, а белорусские СМИ обвинили спецслужбы Германии и Польши в подготовке попытки госпереворота в Беларуси. В то же время характер введенных ЕС санкций указывает, что западноевропейские страны оставляют дверь открытой для очередного сближения с Беларусью. Ведь вполне возможны новые витки российско-белорусских противоречий и новые этапы внешнеполитического маневрирования Минска.